Стиля: воспоминания Шамрата Халилова

Стиля – одно из крымскотатарских сёл, сожжённых фашистами в годы войны. 

Мой собеседник Шамрат Халилов родился в 20 февраля 1926 г. в деревне Стиля. Его отца звали Каракаш Сеитхали, мать — Мубине. Но при сожжении села Шамрата-агъа в Крыму уже не было. Во время немецкой оккупации Крыма, в 1942 г., староста деревни Бор (а может Борю) Мустафа, бывший кулак, отправил 15-20 молодых селян на принудительные работы в Австрию. Среди них был и Шамрат-агъа.

В семье у отца и матери Шамрата-агъа было 5 детей. Сестричка Зекие ещё была грудным ребенком (хучахта эди). Пришёл староста и сначала хотел забрать старшую сестру Шамрата-агъа (еткен хыз), но потом, подумав, указал на Шамрата и сказал: «Веринъиз мана бу ярамазны». Видимо, он показался ему шустрым малым. Староста обещал, что в Германии парни и девчонки будут учиться. Уже потом они узнали, что староста тоже бежал из Стили в Германию.

Всех погрузили в вагоны и через 18 дней Шамрат-агъа с другими молодыми людьми и девушками из Крыма попал в Австрию – в город Драз на реке Дунай, в лагерь Штампель. Там были глухие леса, в которых были бараки по 100 м. Это был настоящий лагерь с колючей проволокой, охраной с собаками и автоматами. На второй день приехали бауэры – хозяева (жители Австрии) и погрузили людей в машины для отправки на работы. Шамрат-агъа попал в лагерь Мурфельд, рядом с рекой Дунай. Там в одном бараке жили крымские татары, в других – украинцы, русские, молдаване. Пленных иностранцев (американцев, французов, греков) держали в другом лагере.

Шамрат-агъа попал в штрафной лагерь, обнесенный проволокой – охраняли его власовцы. Они били крымских татар и обзывали. Кормили в лагере баландой. Отправили на строительные работы – носить кирпичи и подносить раствор. Это был закрытый танковый завод Бауман.

Шамрат-агъа и его друзья из лагеря узнали, что советские войска начали наступление в 1944 г. 8 парней и Шамрат сбежали из лагеря в лес, где примкнули к партизанам. 4-5 месяцев были в лагере партизан – среди них были поляки, чехи, югославы, словаки, греки. Шамрат с ребятами ходил на задания в город…

С приходом красной армии всех молодых людей призывного возраста, кто был на принудительных работах, отправили в баню и выдали им военную форму. Шамрат-агъа служил 5 лет и 2 месяца (демобилизовался в 1950 г.). Их полк находился в Румынии, потом в Болгарии, Молдавии и Украине. Дважды был в отпуске. Во время одного из таких отпусков майор по политической части Тищенко сообщил Шамрату-агъа, что крымскотатарский народ выселили в Среднюю Азию, и посоветовал ехать в Ферганскую долину, куда выслали много крымских татар. Шамрату-агъа выдали продукты на 5 дней пути. На станции в Маргелане он сошёл с поезда и нашёл родных братьев и сестёр. От них он узнал, что матери и отца уже нет в живых. Умерла и бабушка Земине. Все они скончались от малярии.

О селе

Село Стиля было красивым и богатым. В нём были такие кварталы:

Иша (ища) маале

Орта маале

Ашары маале

Тёпе маале

Харши маале.

В Стиле было 2 мечети-джами (одна в Тёпе маале), 3 школы (одна их них – Юхары мектеб).

Мусульманское кладбище было в Ища и Тёпе маале.

Сейчас Стиля – Бахчисарайский район, хотя ранее входило в состав Ялтинского уезда. По внешнему облику и диалекту жители Стили ближе к ялтинским.

Названия местностей в Стиле

Пиляки

Яман таш — по пути в Ялту

Зуку – туда ходили за дровами, там был азиз, читали молитвы, завязывали на деревья куски ткани ямав.

Хоянчых

Каспана дагълары

Балта хая

Куренчи – там были виноградники.

Быт и уклад жизни в селе Стиля

В детстве Шамрат с мальчишками (им тогда было по 15-16 лет) ходил в Ялту продавать яблоки. В город вела тропинка, по пути на яйле они делали привал возле местечка Беш текне, Яман таш. Яблоки носили с помощью плетёной корзины – тарпи.

По словам Шамрат-агъа, в селе жило два турка. Одного звали турк Али.

В селе было развито садоводство. Стиля занимало первое место в Крыму по сбору яблок и груш. Сорта груш в Стиле: чатрапиля, сары кертме, ильямус, дюгене, бера, гульпемпе. Сорт яблок — сынап.

Девушки из Украины приезжали сортировать яблоки, которые впоследствии отправляли в Москву.

Шамрат-агъа помнит, как праздновали в Стиле праздники Хыдырлез-байрам и Йылбаш-байрам. На Йылбаш-байрам дети колядовали и им давали джевиз, фындых, хуру.

Беседа состоялась 15.01.2011 г.

Запись можно послушать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=rzk4FOSAk5g

Источник