Ленора Дюльбер: «Да, это делаем мы»

Не то чтобы мне больше всех надо, но подруга сказала: «Надо не только стразами блистать, но и рефлексировать». Поскольку в стразах я абсолютно ничего не смыслю, напишу про то, в чем немного разбираюсь.  Итак, по следам недавно прошедшей конференции «Birinciler izinden», приуроченной к юбилею крымскотатарского женского журнала «NenkeCan».
Прошедшее мероприятие стало завершающей кодой, в чреде локальных обсуждений «женского вопроса» крымскими татарками, и, окончательно легитимизировало тему в крымскотатарском дискурсе, озвученную с большой «медиа сцены» QARADENIZ PRODUCTION.

И если ранее женское участие в крымскотатарских социальных процессах было по умолчанию должное, как восход солнца и рассвет, то теперь женщины еще раз как бы напомнили: «Да, это делаем мы».

Несомненная ценность такого рода обсуждений в том, что в разных форматах участники говорят о реальном, а не о должном, а я всегда против иллюзий и за трезвую оценку положения дел.
Из услышанного определенно можно выделить несколько тезисов, которые меня зацепили, и, как мне кажется, требуют дальнейшего обсуждения.
Прежде всего, социальная активность крымскотатарских женщин весьма ярко проявляется в период различных исторических и социальных сломов, стрессовых периодов для общества. Историческая картина, воспроизведенная исследовательницами, наполнена сюжетами, где крымские татарки с готовностью разделяют ответственность вместе с мужчинами. И в этих сюжетах примечательным является – институциональная зрелость. Дистанция от семейно-бытовой до социально-политической активности, хронологически была небольшой. Очевидно, в основе такой социальной скорости, был опыт прежних поколений женщин, и тут для меня актуализируется тема традиционного для тюркского мира. Были ли успехи женщин одной эпохи, лишь случаем и следствием упорства конкретных женщин, или это результат, в том числе, существовавших в обществе предпосылок, настроений, созревших социальных условий.

Погружение в эпоху – это то, о чем еще хочется поговорить.

Я бы продолжила дискуссию с правоведами, юристами. Наши беседы (политолог VS юрист) всегда, что называется «по живому», особенно в контексте правовых регуляторов и социальных норм. Где проходят регламентирующие жизнь социума границы между правом, традициями и религией? Остаются ли «слепые зоны» — социальное пространство нерегулируемое ни традицией, ни правовыми нормами, по причине не имплементированости одних, и низкого уровня доверия к другим. Ну и конечно же, хотелось бы продолжить дискуссию про ментальность, которая в моем понимании конструкт, содержащий неизменные и обязывающие характеристики, а это противоречит природе, истории и движению времени.
Надеюсь, что однажды мы все вместе поговорим о «внутривидовой жизни» и «тараканах в наших головах». О том, что есть поддержка друг друга, и есть ли место оценкам друг другу. Полагаю, однажды мы можем обсудить конкуренцию, но лишь как взаимное дополнение друг другу, а не исключение и параллельное существование нас. В общем хочется, чтобы to be continued…..