Куркулет. Воспоминания Тензиле Сеитабла

Село Куркулет (ныне Лавровое) находится у подножия горы Аю-Даг. Оно небольшое, поэтому встретить старожилов этих мест сложно. К счастью, с помощью добрых людей, удалось найти в Добром-3 уроженку Куркулета Тензиле-къартана.

Тензиле Сеитабла родилась в 1927 г. в селе Куркулет Ялтинского района. Как раз в этом году в Крыму случилось сильное землетрясение. Люди боялись жить в домах и проводили время под открытым небом. Дети рождались в буквальном смысле под деревьями. Примерно один месяц все жили под открытым небом.

Отца Тензиле-къартана звали Сеитабла – его убили фашисты как бывшего бригадира колхоза. Мать умерла ещё в 1933 г. В семье осталось 6 дочерей, которых воспитывал дядя – поэтому они взяли его фамилию и стали Аджимуратовыми. Дядя вскоре умер. Другой дядя Ибраим Аджимуратов работал начальником экспедиторов пассажирских автобусов на автостанции «Союзтранс» г. Ялты.

Война

Отец Тензиле-къартана Сеитабла до 1941 г. работал бригадиром, затем – в магазине. В армию его не взяли из-за возраста – на тот момент ему было более 50 лет.

В 1941 г. в дом пришли румынские военные и обвинили отца в том, что он – коммунист-пропагандист, после чего забрали из дома. Юная Тензиле и её 5 сестер стали плакать. Отец сказал им: не плачьте, на мне никакой вины нет, я обычный рабочий. Но своего отца дочери больше не увидели, его дальнейшая судьба неизвестна.

Начальником полиции Алуштинского региона был Черман Сетмер, а руководителем мусульманского комитета – Гжик Аппаз. Сёстры ходили к нему и просили спасти отца. Но Гжик Аппаз ничем не помог и сказал, что их отец помогал партизанам и вылил все бочки с вином в море в районе Дегирменкоя (на самом деле бочки с вином пробили отступавшие советские войска). Гжик Аппаз приходил в Куркулет и записывал местную молодёжь в отряды добровольцев. Старостой села был Мустафа Сеитваапов – бывший кулак.

Во время оккупации Крыма фашисты вернули людям дома и земли, которые им принадлежали до раскулачивания в 1929 г.

Дядя забрал Тензиле и её сестер к себе в Дегирменкой, где они и прожили какое-то время. Партизаны спускались в село в поисках пропитания. За помощь им селян жестоко наказывали. Так повесили некого Мурата-ака – его труп висел ещё долгое время, забрать и похоронить запрещали. Всё партизанское движение в Крыму кормилось за счёт населения горных крымскотатарских сел. За помощь партизанам фашисты сожгли более 120 сёл.

В годы оккупации в мечетях снова стали призывать к молитве. Мулла в Куркулете был из Бахчисарайского района.

Снабжения в военные годы не было, в магазинах почти ничего не продавали. Поэтому селяне ходили с тачками в Джанкой – менять вещи на зерно.

Выселение. 18 мая 1944 г. 

В ту ночь Тензиле жила в Дерекое (возле Ялты) вместе с женой дяди («инге») и сёстрами. Когда пришли солдаты НКВД, все испугались. Командир сказал, чтобы взяли ценные вещи и вышли из дома.

Девушки были шокированы, начали плакать и говорить, что они – советские граждане, что добровольцев и полицейских в доме нет, за что выселять? Но командир сказал, что выселяют всех крымских татар из Крыма.

Тензиле хотела взять с собой картошку, но ей не разрешили. В мешки стали наполнять одежду, обувь, сапоги («чызма»). Командир приказал солдатам помочь загрузить мешки с вещами. Потом всё это погрузили на грузовые машины и повезли через Ай-Петри на железнодорожную станцию Сюрень. В скотских вагонах было много людей. Дали доски, чтобы люди в вагоне сделали 2 яруса. Забивали доски юные ребята (мужчин среди крымских татар не было – все они были на фронте и в трудовой армии), помогали им женщины.

По дороге все начали вшиветь. В пути дали суп из верблюжьего мяса («тюй шорбасы»), рыбный суп, в Саратове дали картофельные котлеты. На остановках все искали питьевую воду.

Тензиле попала на станцию Нагорную в Самарканд. По приезду людей накормили, дали белый хлеб со сливочным маслом – полбуханки на семью. Потом всех повели в баню. 15 дней были на карантине.

Затем всех послали на работу – на уборку пшеницы и ячменя («арпа»). За работу давали виноград и яблоки. Хлеб не давали, хотя колхоз считался богатым – в нём было 40 000 овец.

Жили в условиях спецрежима под комендантским надзором. Там, где жила Тензиле, оказался хороший комендант по фамилии Панин. Ему можно было написать заявление и проведать больных родных. Хотя на коменданта могли донести и наказать его за это. Каждый месяц все люди были обязаны ходить и отмечаться у коменданта.

В 1951 г. Тензиле вышла замуж. Её муж был родом из села Азек Бахчисарайского района – он умер уже в Крыму в 1991 г. Тензиле-къартана потеряла также сына – он скончался в 46-летнем возрасте.

Тензиле-къартана знала одного из лидеров Самаркандской инициативной группы крымских татар Роллана Кадыева (кстати, он тоже родом из села Азек). Когда в 1953 г. умер Сталин, многие плакали. Лишь в 1956 г. с крымских татар сняли комендантский режим.

23 года Тензиле-къартана проработала завхозом в больнице Хишрау ГЭС. Потом семья решила вернуться в Крым. С 1977 г. жили в посёлке Доброе–3. Детей не брали в местную школу – к этому приложил руку директор школы Слонимский.

О жизни в Куркулете

В Куркулете было 70-80 дворов. Тензиле-къартана родилась в Орта-маале возле магазина.

В селе была мечеть – джами, школа-четырёхлетка (в 5-й класс шли уже в село Дегирменкой). Действовал колхоз имени «16 партийного съезда».

В Куркулете было 3 квартала – Орта-маале (его называли ещё Кешме-маале), Юхары-маале, Ашары-маале. В селе было одно мусульманское кладбище.

На море родители Тензиле не пускали – поэтому плавать она так и не научилась.

В Куркулете были маленькая речка и басня (скопление воды, бассейн) – оттуда вода шла в 4 сельских кешме (источника). Кешме находились возле магазина, возле джами, в Орта-маале, во дворе Чамурлу Сетмера. Люди каждый год чистили эти источники.

В школьные годы дети ходили на вершину Аю-Дага. Тензиле-къартана ходила после окончания 4-го класса. Учителями в школе были Абдувели из Судакского района (учил до 4-го класса) и Музеин Эмираметов (он потом жил в ссылке в Самарканде).

Куркулетцы выращивали татлы согъан (плоский сладкий ялтинский лук) – его ели свежим с хлебом.

В Куркулете отмечали все религиозные мусульманские праздники – Ораза, Къурбан-байрам. На Хыдырлез собирались на кладбище, традиции катать хлебцы не было. Во время праздника Дервиза устраивали соревнования по борьбе куреш. На праздник Йылбаш-байрам дети собирались и надевали маски, вывернутые шерстью наружу шубы, после чего ходили от дома к дому и кричали колядки:

«Бир байнын бир огълу,
Эки байнын эки огълу,
Эчкичигим неси вар,
Инджечиктен сеси вар».

В Куркулете была традиция собираться с соседями и петь песни. У Тензиле-къартана была тетрадь с песнями, но она не сохранилась.

На свадьбах делали «джийин». В то время свадебные торжества были скромными – жили впроголодь. Тензиле-къартана спела одну песню с такими словами:

«Армут далда пишерми,
Пишип да ерге тюшерми,
Севип де сайип айырмахлар,
Бизге да ляйих тюшерми».

Название местностей в Куркулете

Аджимамут багълары,

Аптраман аканын багълары,

Мустафа аканын багълары,

Маин хаясы – скала, под ней росли подснежники.

Азизлер – святые места, располагались между Артеком и «Коммуной». Там был чаир, люди собирали цветы, ходили туда играть. Рядом были детсад и ясли «Коммуны». На Азизлер была могила с надмогильным камнем («мефта ташы»). В пещере там были леген и хуман – чтобы люди могли сделать омовение.

Расположенный рядом Аю-Даг коренные куркулетцы, так же как и партенитцы, называют Кастель. На Аю-Даге была особая глина («хырмызы балчых, чамур, топрах»), которой мазали полы домов.

После возвращения в Крым Тензиле-къартана часто бывала в родном селе. Но уроженцы Куркулета в эти места так и не вернулись.

Беседа с Тензиле Сеитабла состоялась 25 ноября 2010 г. Запись можно послушать здесь:

Гирей Баиров

Источник (публикуется с сокращениями)