CRIMEAN TATARS

Крымский татарин или мусульманин?

Совсем недавно меня спросили, как совмещать крымскотатарскость с Исламом? Просили какой-то алгоритм или формулу. Но формулы нет. Но есть выстраданный опыт, которым с удовольствием делюсь:)

1. Объединять, не разделять.

Крымские татары сформировались как нация как раз благодаря Исламу. Он стал основой для объединения многих этносов, живущих на территории Крыма, в один народ. Если убрать фундамент, дом распадется. Поэтому нельзя отделить Ислам от крымскотатарскости. Он во множестве наших традиций, в части обрядовости, в фольклоре. Во всём том, что очень дорого каждому крымскотатарскому сердцу.

2. Не гордиться знанием языка или совершением намаза.

На самом деле, это обычные вещи. И это, конечно, образно. Но как с одной, так и с другой стороны этой монеты звучат часто странные поводы для гордости. На самом деле, лучше всего охарактеризует наше вероисповедание или национальную принадлежность – наше поведение. Кстати, заметила, что говорить об Исламе мне проще на крымскотатарском:)⠀

3.  Понимать, что не всё, что делала бабушка, — правильно.

Это, наверное, одно из самых больших противоречий. Но время моей бабушки – это Советский Союз. Надо всегда учитывать контекст.

4. Не пренебрегать ни религией, не национальностью.

Часто сталкиваюсь с тем, что мой хиджаб больше всего раздражает именно крымских татар. И удивляюсь тем, кто говорит про «всё не важно», когда речь идёт о любви к Родине и к своему народу. Важно. Крымские татары – и есть наша умма в Крыму.

5. Изучать, дабы не подражать и не подгонять.

Это касается и религии – её надо изучать, чтобы не вестись на суеверия и трактовку так, как удобно кому-то, — и историю крымских татар – чтобы не пытаться подогнать одно под другое или наоборот. Изучение своего поможет избавиться от негативного влияния чужого. У нас на самом деле есть всё свое: огромное, ценное, богатое, красивое. Время возвращаться к этим истокам — время собирать камни.