Капсихор. Воспоминания Павло Мустафы Исмаилова

Уроженец Капсихора (Хапсихора) Мустафа-агъа Исмаил (прозвище Павло) жил в Симферополе, в районе Марьино. На момент моей беседы с ним ему было 94 года, шёл 95-й. 

Общаться было одновременно легко и тяжело. Мустафа-агъа было сложно сразу всё вспомнить, и он не очень хорошо всё слышал. Но в течение 3,5 часов общения потихоньку многое вспомнил.

Мустафа-агъа Исмаилов родился в 1915 г. в селе Хапсихор, что в Судакском регионе. У его семьи в селе было прозвище Павло. По легенде, в давние времена («дженевиз вахытлары») пришёл в село борец по имени Павло и сказал: «Кто со мной будет бороться?» Он к тому времени уже всех поборол. Предок Мустафы-агъа вызвался бороться и выиграл. Павло сказал ему: теперь ты будешь носить моё имя.

Также нельзя забывать, что до 1778 г. в селе Хапсихор вместе с мусульманами жили ромеи-христиане, которых выселили из Крыма российские войска во главе с Суворовым. У ромеев есть имя Павел.

Село Хапсихор находилось рядом с морем , поэтому Мустафа-агъа с 5-6 лет уже умел плавать. Он учился в школе, когда ещё преподавали на арабском и латинском алфавите, поэтому свободно читал Коран на арабском.

В юности Мустафа-агъа работал в селе чабаном. Потом его призвали в советскую армию, был в горячих точках во время конфликта СССР с Китаем на озере Хасан и Халхин-Голе, на войне с Финляндией.

В 1941 г. началась война с Германией, Мустафа-агъа как раз в это время был на фронте в Одессе, попал в плен, 4 года был в Румынии в лагере для военнопленных в селе Куреченес. Румыны издевались над военнопленными, плохо кормили, избивали, заставляли купаться в холодной воде, мучили, а тех, кто болел тифом – сразу убивали. Много людей погибло в лагере. Но Мустафа-агъа выжил. Из Хапсихора 38 парней призвали на войну, многие попали в плен.

Пленных освободили советские войска. Всех парней и Мустафу-агъа снова призвали на фронт. Он участвовал в освобождении Югославии, Венгрии, был в Будапеште, видел реку Дунай.

Когда узнали, что наш народ выселили, Мустафа-агъа с другом попытался вернуться в Крым. Но их обнаружили. Двое военных подошли и сказали: «Будем стрелять, вы крымские татары». Их отвели в штаб НКВД. Мустафа-агъа говорит: думал, что их и вправду расстреляют. По словам Мустафы-агъа, в селе Тавбадрак в 1945 г. убили участников Великой Отечественной войны из числа крымских татар, которые вернулись с фронта в Крым. В штабе им выдали какую-то справку, а документы, свидетельствующие, что они были участниками войны у них отобрали. Сказали, чтобы ехали туда, куда отправили весь народ – в «хорошие» места.

Мустафа-агъа вместе с другом Рамазаном поехал в Среднюю Азию. После высылки хапсихорцы попали в разные места СССР, разбросало их по районам.

Перед самым приездом репрессированных в Среднюю Азию пропагандисты сказали узбекам, что приедут рогатые людоеды. Когда прибыли вагоны, местные жители бросали камни во «врагов народа». Потом увидели, что в вагонах одни старики, женщины и дети. Были случаи, когда в споре за полив огорода местные могли убить крымского татарина кетменем.

Мустафа-агъа взяли на учёт в НКВД и на следующий день направили работать в подсобное хозяйство дома отдыха. Дали несколько килограмм свеклы, картошки, риса, чтобы работал целый месяц. Одно время работал на повозке, потом на заводе.

А тем временем продолжался комендантский режим, который продлился до 1955 г. Не разрешали выезжать за пределы района. За нарушение режима давали 25 лет. Был случай, когда заболел один ребёнок, но комендант не захотел отпустить его в больницу. Этот ребёнок умирал. Пока отвезли в медицинское учреждение, было уже поздно – он умер в больнице.

Мустафа-агъа начал искать своих родных в местах ссылки, целый год искал, но не нашёл. Потом ему сказали, что в Беговатском районе Ташкентской области Узбекской ССР были его родные, но все умерли. В совхозе Дальверзин умерли мать Айше, отец Смаиль, два брата – Ибрагим-агъа и младший брат (кучук агъа) Асан, сестра (абла) Хатидже. Ещё один младший брат, участник ВОВ, умер на войне.

В Беговатском районе погибло много представителей нашего народа, там были одни кладбища. Умирали от голода и болезней. Нормальной воды не было, пили заражённую на хлопковых полях воду. От тифа умирали целыми семьями. Некому было проводить похороны (дженазе намаз), людей просто закапывали в ямы и всё.

По словам Мустафы-агъа, брат сначала похоронил отца и мать, потом братика и сестру. После чего и сам заболел, пошёл в больницу в 3-ем отделении, думая, что там помогут. Но там ему одна девушка сказала, что в больницах делают уколы, от которых сразу умирают. Брат не поверил, но действительно умер в больнице – через неделю родственникам сказали прийти и забрать труп. Врачи, участвовавшие в подобных преступлениях, потом сбежали в западную часть СССР. Люди боялись ходить в больницы.

Какие чувства могли быть у Мустафы-агъа, который прошёл всю войну, вернулся и не застал в живых ни одного родного человека?

До возвращения в Крым Мустафа-агъа жил в Кибрае Ташкентской области. По возвращении в Крым жил в Симферополе, в микрорайоне Марьино, напротив мечети. В родном селе Хапсихор был 1-2 раза. Туда смогли вернуться 30-40 семей односельчан.

Воспоминания о Хапсихоре

Смысл слова Хапсихор (Хапсхор, Капсихор) старожил не знал, но сказал, что в Турции тоже есть село с таким названием. Это эмигранты из крымского Хапсихора туда уехали и основали село с таким названием.

Название села Хапсихор переводится с ромейского и означает горелое (сожжённое) село (капси, капсо – жечь, гореть, хора – село, деревня).
Христиане-хапсихорцы были выселены из села войсками Суворова в 1778 г. в степи Приазовья и основали там село Чемрек, что рядом с селом Темирчи-Константинополь, потом переселились под Малоянисоль и создали свой квартал. Есть предположение, что затем они переселились в Чермалык.

Капсихорцы говорили на ромейском. Вот их имена в 1778 г., перед выселением из Крыма: Йенисалалы Андрей, Йенисалалы Папаз оглу, Йенисалалы Боруш, Йенисалалы Лефтер, Сартаналы Сачлы Пефти, Сартаналы Йури, Сартаналы Китан оглу, Сартаналы Панаиот, Джемрекли Панаиот, Чырмалыклы Папаз Акрит <Акрыт>, Андон Арслан <Аслан>, Афандис Вангелиста <Вангелица>, Дмитри Йанаки, Карабика Саввака, Костандин Куркчи <Кюркчу>, Васил Мукеил <Микеил>, Налбант Дмитри Папака оглу, Никола Парачова оглу, Тохтамыш Парачува, Саввака Сагыр оглу, Йурика Симон, Тодур Топал, Васил Тохтамыш.

А мусульмане-хапсихорцы остались в родном селе в Крыму, некоторые эмигрировали в пределы Османской империи.

В Хапсихоре было 3-4 квартала, но Мустафа-агъа вспомнил 3:

Ашаа-маале,

Ардна-маале,

Арман-дере маалеси – это верхняя часть села (коюнин юхары башы).

В местности Джами-Огю находилась единственная мечеть села (сейчас в Капсихоре построили новое здание мечети).

Мусульманские кладбища были в 3-х местах – одно в Ардна-маале, другое – в Арман-дере. Все эти кладбища были разрушены после выселения хапсихорцев из Крыма в 1944 г., сейчас всех хоронят на новых местах. А тогда были старые надмогильные камни с надписями на арабском.

Святое место азиз находилось в селе возле школы, там было дюрбе с жестяной крышей. Рядом с азизом был колодец, и каждый вечер с помощью хумгъана (хуман куман, куманець – сосуд для омовения) специальный человек носил воду к азизу, подметал там, следил за территорией. Возле азиза и кладбища все собирались на Хыдырлез-байрам, там было специальное дерево, на которое завязывали узелки из тряпок. Был в селе и источник воды Хызыл-чохрах.

Названия ущелий в Хапсихоре:

Кичкина-дере,

Хайрах-дере.

Названия местностей в Хапсихоре:

Ай Фока – в восточной части села (кунь догъан тарафта), на берегу моря,

Алкоз,

Каматра – в задней части села в сторону гор,

Алтын-оба,

Орта кой – там было ранее село в сторону яйлы (дагъ тарафта)

Агъанын буруны,

Чобан хуле – там ранее была крепость, башня ещё сохранилась,

Панания,

Тюз ерлер,

Хызыл хая,

Бурлюк,

Фурун хоба,

Хызылташ,

Ёнгъалых,

Тырма хая,

Хара чуплах,

Аранча – там был пустырь,

Харавул тёпе,

Чырыш хатмер,

Шелен озени,

Кок агъач озени.

Хапсихорцы ходили на базар в город Карасубазар через село Ай-Серез, затем путь пролегал через горы до села Орталан, а там уже была шоссейная дорога.

В лесу возле села росли дикие груши кертме, дикие яблоки аджалма, крымская рябина ювез, мушмулла, лесной орех фындых – был лесной дикий сорт дагъ фындыгъы и культурный сорт трапазан фындыгъы.

Село Хапсихор находилось возле моря, поэтому здесь хорошо росли хурма, инжир, гранат, всё спело быстрее, в отличие от соседних сёл, которые находились в горной части (Ай-Серез, Ворун, Шелен).

Сорта груш – боздургъан, инджир армуты, фердинанд.

Сорта винограда – какур, марха, шашла, занк (зант), зирва, шабаш, тайфи, мускат (хара мускат, беяз мускат).

Сорта яблок – хандиль, хабах, синап. Ночью собирали вредителей долгоносиков на яблоках и винограде. Был жук-вредитель скашар боджек

Сорта слив – юзюмэрик (из него делали варенье), ал эрик, гогенэрик.

Зимой хапсихорцы отдыхали от полевых работ. Весной в мае начинали вскапывать землю  вокруг деревьев (терек тюбюне хазмах), поливали огороды и сады (сувармах) с помощью арыков. Весной также занимались сенокосом (пичен чалмах), когда трава вырастала до нужных размеров (отлар пишкен сонъ). Весной готовили рассаду (фиде).

В огородах выращивали огурцы (хыяр, бостан), помидоры, перец. Развито было табаководство. Были известны такие сорта табака – дюбек, турецкий сорт. Сорта также выделялись в зависимости от того, в какой части (нижней, средней, верхней) растения собрали листья табака – дюб сары, орта сары, анач паданач, орта тёпе. Нижние листья котировались хуже, так как были загрязнены землей. Как только листья начинали желтеть – их срывали (хырмах).

Мустафа-агъа был чобаном, пас тысячи овец. Ему помогали в этом пастушьи собаки. Овцам давали соль, водили на водопой.

Породы овец: малич, каракуль, шпанка, цигей.

В доме семьи Мустафы-агъа были окна и двери, подоконников не было. Крыши домов в Хапсихоре были земляными (дам топрах эвлер, дам эвлер).

В доме были такие комнаты:

ашхана (кухня),

халдырма (терраса),

аят (коридор),

амам (баня),

амбар – там хранилась мука.

В комнате была полка раф.

Дом огораживал каменный забор – хора.

Мустафа агъа хорошо пел в молодости – тогда в основном на свадьбах пели. Его мать пела иляхи (религиозные песнопения).

По словам Мустафа агъа, музыкантов в селе не было, но жило несколько семей цыган. Цыгане подразделялись на тайфа (жили в шалашах) и демирджилер. Ногъаев в селе не было.

До революции 1917 г. хапсихорцы говорили на себя в первую очередь «мен мусульманым» («я мусульманин»), а потом уже «биз турк татар эвлядымыз» («я дитя тюрко-татар»).

Праздники в Хапсихоре

Основными религиозными праздниками считались Ораза и Курбан-байрам. Осенью после сбора урожая был праздник Хасым-байрам (Пакрава). Осенью также праздновали Дервизу – на этот праздник устраивали борьбу куреш.

Весной на праздник Хыдырлез собирались на кладбищах, читали молитвы, чистили могилы, всех кормили приготовленной пищей – пиляв.

На Йылбаш-байрам (Новый год) дети ходили от двора к двору и кричали «Йылбаш, Йылбаш». Такую же традицию Мустафа-агъа видел в Румынии в селе, когда был в плену во время войны.

Фамилии, прозвища и имена хапсихорцев

Осман-агъа из квартала Арман дере,

Халиль-агъа,

Кашка Мустафа-агъа,

Кашка Абдулла-агъа,

Эгиз Халиль-агъа,

Чубар,

Джийрик,

Чандырей,

Аджмер-агъа,

Чолах Смаиль – партизанил в лесах Крыма,

Дуду Анифе,

Эмине-абла Джирых,

Бозах Эдие, её мужа выселили из села как кулака. Эдие работала в колхозе – готовила еду.

Свадьбы в Хапсихоре

Если девушка нравилась, жених посылал сватов к её родителям. Если она соглашалась – дарил подарки, а раньше 40 золотых. До свадьбы сохранялась традиция бритья у жениха.

На свадьбах мужчины и женщины сидели отдельно друг от друга. Молодые мужчины (гъырджыманлар – молодые женатые мужчины) сидели отдельно от пожилых, так как могли выпить водку (рахы).

Молодые мужчины могли специально для себя отдельно зарезать овцу, жарили мясо в качестве закуски. Потом танцевали и веселились.

Если девушка не могла выйти замуж в своём селе – выходила замуж в другое. После свадьбы обращали внимание на девственность девушки в первую брачную ночь. Если девушка обманула – её могли с шумом выгнать из дома.

Хоть и редко, но были и внебрачные дети – пич бала.

Роженица после рождения младенца не могла 40 дней выходить из дома.

Похоронные традиции и религия

Как и христиане, хапсихорцы, подобно всем крымским татам, отмечали 40 дней со дня смерти. После похорон на 40 дней зажигали свечку в том месте, где мыли покойника.

Делали поминки – дува на 3-й, 7-й, 37-й, 40-й день после смерти.

Если была намечена свадьба, а в семье кто-то умер – нужно было быть в трауре 40 дней и отменить свадьбу. Если у человека умерла жена, то можно было жениться через год.

Во время похорон женщины одевались в чёрное.

В 1920-1930-х гг власть боролась с религией. Мустафа-агъа видел как мулл, имамов, аджы (как противников советской власти) выселяли из села, однажды ночью 20 человек забрали в неизвестном направлении.

Из мечети (джами) в Хапсихоре сделали склад, а минарет разрушили, хотя сделать это было не так просто. Между камнями в кладке минарета заливали свинец. Минарет мог раскачиваться от ветра, но не падал.

Комсомольцы ходили по домам и говорили, что Бога нет.

При виде луны молились так:

«Ай корьсен Алла,
Аментю билля,
Не гузель айляр, Эльхамдулилля».

Молитва ко сну (ятсы дувасы):

«Яттым сагъыма, додум солума,
Эки мелек шаат олсун,
Диниме иманыма,
Вараджах мекяныма,
Аллах, Аллах, эр бир ери хадырдыр,
Харшидан келир беля, дондурмее хадырдыр,
Азрет Али эвимизе,
Дуварымызда, Нури хапумызда, пенджеремизде.

После принятия пищи читали такую молитву:

«Эльхамдулилля, агъамтен кетиер, наметин джелилюлла,
Берекет халилулла, сефа дергуюла,
Алла бинъ берекет версин,
Ибраим халилю берекетин версин,
Йылына, гунюне аллы етсин
Артсын, эксильмесин, ташсын, тёкульмесин,
Гельсин, эксильмесин,
Деваму девлет, насыл бу дженнет,
Ханемизе берекет, олюлеримизе Алла рахмет эйлесин,
Халгъанъымыза бахт, хувет, узах омюрлер,
Тынч яшамая Алла насиб этсин,
Алла хаза белялардан сахласын».
Мустафа агъа это услышал от отца и запомнил.

После бани говорили «Савлых сувлар олсун!»

Поговорки:

«Чохха чапхан, аздан хуру халыр».
«Эски амам, эски таз»,
«Таттыр – инаттыр»

Беседа состоялась в январе 2010 г. Её запись можно послушать здесь:

Гирей Баиров

Источник