Имена Алушты. АФУЗ ШАХМУРАТ

До недавнего времени мы не могли восстановить картины жизни Алушты начала 20 века в связи с недоступностью архивов,  Сегодня, благодаря усилиям ученых и творческой интеллигенции, удалось установить некоторые факты из жизни алуштинцев, которые служили своему городу и народу. Благодаря их потомкам, у нас в руках оказались бесценные документы, которые проливают свет на проблему восстановления справедливости и отношению к ней жителей нашего курортного городка того времени.

Дом Афуза Шахмурата в Алуште

Эта история началась в  1878 году, когда в семье Аджи Сейдамета родился мальчик, будущее которого было определено Всевышним.  Его назвали Шахмурат, а за его одаренность и влечение к различным наукам  в дальнейшем  к имени добавили Афуз, что означало «знающий Коран наизусть». После окончания  начальной школы  родители отправили его на учебу в Стамбул, где он получил образование  в самом престижном медресе Турции «Сулеймание». После получения диплома, как лучший ученик был оставлен в медресе в качестве  преподавателя.

  Благодаря образованию и опыту работы, в 1902 году,  он возвращается в Алушту зрелым и идейным вдохновителем молодежи. На протяжении ряда лет работает в светских школах и медресе, преподает крымскотатарский язык и читает лекции по религии.  Преподавательская и духовная деятельность молодого человека стала известна в Крыму в связи с открытием в Алуште (при  городском голове  Мустафе Давидовиче), мектебе (школы) для девушек-татарок,  где Афуз-оджа (учитель) обучал девушек крымскотатарскому языку. Эта работа  не осталась незамеченной, об  Афузе Шахмурате писали в газетах, избирали в различные комиссии и органы управления города.  По свидетельству газеты «Терджиман», Афуз Шахмурат в 1914 году был избран одним из руководителей благотворительного общества «Джемиет-и-хайрие».

        В годы «красного террора» Афуз Шахмурат не только не покинул город, но и участвовал в расследовании злодеяний большевиков, которые в ответ на арест и расстрел  членов правительства Республики Таврида, устроили  резню мирного населения Алушты. В Государственном архиве АРК сохранились протоколы следственной комиссии крымского парламента (курултая), в которых Афуз Шахмурат  рассказывает о  событиях 24-26 апреля 1918 года. «Греки (поддерживали большевиков – С.К.),   вооруженными ходили по домам и уводили татар…Они тут убивали три дня, начиная с вечера в среду, четверг и пятницу до вечера. Из Ялты прибыл специальный греческий отряд, численностью в 300-400 человек. По прибытии этого отряда в Алушту к нему присоединились и местные греки, большей частью темный элемент. В субботу большевики издали декрет о том, что больше убийств не будет, ввиду чего председатель мусульманского комитета с красным крестом на рукаве занялся похоронами убитых». Эти показания отразились на его судьбе через годы, когда советская власть объявила его «врагом народа».

        Несмотря на тяжелое положение революционных лет Афуз Шахмурат отказывается от иммиграции и продолжает работать на благо своего города.  Более того, он принимает советскую власть и сотрудничает с ней, пытаясь облегчить участь малоимущих слоев населения Алушты, своих соотечественников. В первые годы советской власти приходится заниматься крестьянским хозяйством, чтобы прокормить семью, в которой насчитывалось девять детей. Наряду с работой в «Товариществе фруктов»,  в 1923 году благодаря своему опыту работы и  большому уважению граждан города избирается в члены правления города, затем Председателем школьного  совета Алушты.

Общество взаимного кредита (?) Алушты. Афуз Шахмурат сидит первый справа.

 Из-за преступной политики большевиков, направленной против крестьянства, в 1921 году, в Крыму начинается голод. Афуз Шахмурат избирается членом правления «Общества помощи голодающим» и вместе с другими членами общества  пять  месяцев осуществляет работу по спасению от голода около двухсот детей беднейших слоев населения города. И сегодня, анализируя архивные документы,  изучив архивные материалы и источники, можно с уверенностью сказать, что деятельность этого человека была направлена на помощь людям, воспитания в них общечеловеческих моральных ценностей и защите их прав, которые постоянно попирались новой властью.

        В этой связи необходимо привести выдержку из заявления Афуза Шахмурата, которое он написал собственноручно 16 ноября 1928 года, в Ялтинском исправдоме (следственном изоляторе): «Весной  сего года завфинотдела Умеров Сеит-Мемет, во время раздачи повесток крестьянам о платеже городской ренты, в доме крестьянина, вручил также мне. Будучи членом президиума Алуштинского Горсовета  я заявил, что крестьяне г.Алушты не имеющие землю в черте города на основании постановления ЦИК и СНК Кр.АССР от 1923 года марта месяца, освобождены от всяких городских налогов, кроме сельхозналога на 9 лет…» Указав городским властям на их некомпетентность, благодаря  четкой позиции и  знанию законов Афуз Шахмурат заставил горсовет отказаться от сбора обременительного налога, чем помог многим гражданам  города.

          В конце июня 1928 года Афуз Шахмурат  был арестован Ялтинским ОГПУ  по обвинению в контрреволюционных действиях. В постановлении по поводу этого мы читаем:

         «1928 года, июля 24-го дня. Я, уполномолченный ВО Ялтинского  Райотделения ГПУ Крыма Юманкулов, рассмотрев поступивший ко мне материал на гражданских лиц: Кадыева Сеита Мемета, Кадыева Сеита Османа, Умерова Гафара, Билялова Али, Шахмурата Афуза, Духнова Николая Яковлевича, Иванесова Федора Яковлевича, нашел:

       Вышеупомянутые лица по социальному положению – кулаки в прошлом и теперь, двое последних  бывшие помещики. Со дня прихода и организации Соввласти в Крыму ведут борьбу против бедноты, терроризируя её, торморзят в проводимой политике Соввласти в деревне.

          В 1921-22 гг. в Алуште оформляется кулацкая группировка под видом борьбы с бандитизмом, фактически же борются с беднотою, убивая и избивая отдельных бедняков, этот террор, таким образом,  продолжается до настоящего времени.

    В результате чего, после ликвидации Велиибраимовщины (Вели Ибраимов – председатель КрымЦИК, расстрелян как «враг народа» – С.К.), беднота города Алушты в количестве 110 человек выносит постановление от 25 мая с.г., требующее высылки упомянутых лиц, как антисоветских элементов, классовых врагов…»

           Абсурдность обвинений  очевидна не только с позиций сегодняшнего дня, многие простые граждане,  от имени которого были оглашены эти  обвинения, не могли и предположить о таких «злодеяниях» своих соотечественников. Апогея лживости и лицемерия достигают обвинения карательных органов в отношении Афуза Шахмурата. Постановление  о предъявлении  ему обвинения нельзя назвать  лишь необоснованными  обвинениями, но  и можно определить как  плод больной фантазии исполнителей репрессий: «…Шахмурат Афуз посредством связи с Велиибраимовщиной  втесался в члены Горсовета, был председателем контрольного Совета Алуштинского Кредитного Сельхоз товарищества, как в первом, так и во втором вел антисоветскую линию в интересах кулачества. В 1921-1922 годах принимал активное участие в террористических актах, направленных против бедноты (лично избивал(!), убивал(!), крутил головы(!!!) беднякам)…».

         27 июля 1928 года в присутствии понятых Куртсеита Сефершах и Евдотьи Овсянниковой, работник ОГПУ И.Иванов произвел обыск в доме Афуза Шахмурата, по улице Нижнемечетной № 120 «с целью обнаружения предметов, могущих служить вещественным доказательством по делу». При обыске были изъяты приходно-расходная  книга мечети, две записные книжки, три тетради, заявления Ялтинского районного управления народного образования за №№ 2148-2846, письма на крымскотатарском и русском языках, выписки их протоколов заседаний Алуштинского горсовета, личная книжка члена Алуштинского горсовета за № 37. С изъятыми документами бесследно исчезли рукописи по мусульманскому праву, над которыми работал Афуз Шахмурат.  Естественно, компромата в изъятых документах не оказалось,  обвинение оказалось в тупике из-за его несостоятельности и отсутствия показаний потерпевших от «злодеяний  обвиняемого». На допросах Афуз Шахмурат свидетельствовал о том, что является членом городского совета Алушты и членом президиума горсовета, «ни в каких антисоветских выступлениях участия не принимал, работал за интересы общества и бедноты». Несмотря на  ревматизм и приступы аппендицита, обострившиеся в заключении,  Афуз Шахмурат до конца следствия виновным себя не признал. Более полугода томясь в застенках ГПУ,  лишившись связи с семьей, он глубоко переживал за возможные репрессии против родных и близких, которые не понимали за что,  отца  девятерых детей, единственного кормильца в семье подвергли таким  унижениям и оговору.

Свидетелльство о рождении дочери Афуза Шахмурата Наджие

 18 января 1929 года  Афуз Шахмурат был этапирован в город Янгиюль и заключен в условия несовместимые с человеческой жизнью, где и скончался от болезней в 1931 году. Так семья лишилась своего любимого отца, мужа, брата.  Алушта же потеряла  человека незаурядных знаний, гражданина, который мог сделать для родного города много хороших дел, а нация  лишилась признанного лидера и общественного деятеля.

        В домашнем архиве внука Афуза Шахмурата доктора филологии, профессора Исмаила Керимова хранится последнее письмо деда, присланное из мест высылки и написанное арабской графикой. «…шлю вам привет и беспокоюсь о вашем  здоровье. Целую глаза детей моих Османа, Фадиме, Эмине, Алиме, Мунире, Эсмы, Фикрие и пишу это письмо… Сердце мое горит, все нутро мое иссыхает. Не нахожу себе места. Здесь  на месте не сижу, занимаюсь сразу многими делами… как вы там живете?  Выдают ли вам паек? Не голодаете ли? Мое желание одно – чтобы вы были живы и здоровы…». Можно только представить каково было положение членов семьи осужденного,  на которых бросали косые взгляды и унижали  те, из-за которых  детям пришлось расстаться с отцом. Позже вся семья была раскулачена и отправлена на Урал, где на лесоповале погибли двое из девятерых детей А. Шахмурата.

Письмо Афуза Шахмурата из мест заключения

 Дом, построенный Афузом Шахмуратом, сохранился до нашего времени в Алуште по адресу Карла Маркса, 28. Память о  славном сыне Алушты увековечена благодарными потомками  — его имя носит   национально-культурное общество «Чатыр-Даг».

        Дело Афуза Шахмурата было закрыто 4 января 1993 года, когда была  сделана последняя запись о его реабилитации. Сегодня, благодаря сотням тысяч таких дел, мы можем ответить на вопрос, почему образованных, грамотных и уважаемых людей в одночасье делали врагами. Советская власть боялась таких людей  из-за того, что народ к ним прислушивался, советовался с ними  и в любой момент, по их призыву мог пойти за ними. Таких судеб было  немало и, к сожалению, история советского государства  это история обесценивания человеческих жизней, унижения таланта и возвышения бездарности. Эта история не забыта и нам  следует  помнить о том сколько человеческих жизней было уничтожено государственной машиной  под лозунгами общечеловеческих ценностей.   А многие из нас просто могут  вспомнить историю своей семьи, для осознания простой истины о бесценности человеческой жизни и места личности в исторических событиях не только прошлого, но и сегодняшнего дня.