Воспоминания Идриса Сейдамета из Буюк Ламбата

Уроженец Буюк Ламбата (ныне Малый Маяк) Идрис ака Сейдамет любил общаться, шутить, был весельчаком. В юные годы в период оккупации Крыма фашистами он был в лесах вместе с партизанами, а потому сохранил свой командирский дух и партизанскую закалку.

Идрис Куртсеит Сейдамет родился 1 мая 1927 г. в селе Буюк Ламбат. Его детство было веселым, вместе с одногодками они играли и ходили в горы. На Новый год дети ходили колядовать от дома к дому. Идрис ака вспомнил колядку, которая была в ходу в Буюк Ламбате:

«Джамал, джамал, джалпах,
Башна кийис халпах,
Инанмасан чых да бах,
Табанлары ялпах,
Бир эчкиджигим вар эди, балалайим дер эди,
Бала олса не олур, чобанлара зор олур,
Эчким ольды, хана парасы? Ммя…»

После хозяева домов выходили и давали детям лесные орехи, конфеты, сладости, деньги. Эта традиция ещё до выселения из Крыма существовала, праздновали зимой на Новый год — на Йылбаш байрам.

На Дервиза байрам устраивали борьбу на поясах – Куреш, со всех соседних сёл приходили борцы, чтобы победить и получить приз.

Идрис ака хорошо запомнил своего деда, который говорил: «Бирлик олун, тилинизни ёх этмейин, ялан ёла юрмейин». Когда видели старших, то боялись одного их взгляда («тап отю патларди»). Старики, по словам Идрис ака, тогда были строгие, это сейчас бардак («шимди хартлар бозулды китти»). Их молитвы были чистыми — охугъан намазлары да элял эди. Дед хвалил царское время и говорил, что при царе Николае II жили хорошо, не было лжи (ялан деген шей), воровства (хырсызлых), старших уважали (хартларны урмет этерди), работали религиозные школы и мечети.

В 1921 г. и 1933 г. был сильный голод повсюду. Мать Идриса ака даже сняла золотые коронки во рту, отнесла их в магазин «Торгсин», чтобы купить продукты. У нее было 6 детей, которых таким образом она спасла от смерти.

В Буюк Ламбате сажали табак, выращивали виноград, фрукты и овощи. Рядом с селом находились винподвал и винсовхоз. Землю пахали с помощью волов, тракторов не было. Машин до 1941 г. было мало. Одна «полуторка» была в Буюк Ламбате, одна — в Алуште. На полуторке шофёром был Эреджеп дайи – дядя Идриса ака. Передвигались и возили грузы с помощью повозок — фаэтонов, араба, маджар (на волах), дрок (сани). Запрягали в основном одну-две лошади. Ходили в Симферополь пешком.

В селе были лошади, коровы, овцы. Летом овец пасли на яйле. Во время войны этого не делали, боялись партизан.

В колхозе зарплату не платили деньгами, работали за трудодни. За трудодни выдавали пшеницу, продукты, яблоки, муку. Ходили на работу точно по графику, если опоздаешь на 5 минут, на 25 рублей могли оштрафовать. Если второй раз опоздаешь, могли на 6 месяцев посадить в тюрьму. Строго было. Денег мало давали в колхозе. В основном жили за счёт огорода. У каждого были свои огороды. Кто мог, излишки продуктов продавал на базаре в Алуште. Но всё равно жили плохо, все жили бедно до войны. За 5-6 куриц, 2 овцы и 2 коровы могли раскулачить. «Кулаков» выселяли из села на Урал.

Люди вставали в 5 часов утра на работу. Намаз тогда уже редко кто делал. Когда шли на виноградники, женщины пели коммунистические песни. Целый день работали.

Вечером мужчины собирались, сидели, отдыхали, шутили… Женщины сидели дома, могли друг к другу ходить в гости. По селу женщины, особенно пожилые, ходили с покрытой головой.

Идрис ака был воспитан в советском духе. В школе он со сверстниками учил песню, посвященную смерти Ленина:

«Эй буюк бабамыз, сен ольдин бугунь,
Дюнья харанлых, кетирдин бугунь».

С началом войны всех мужчин от 16 до 60 лет призвали на фронт. Кто не был призван в армию, ушёл в крымские горы партизанить.

Руководство алуштинского национального района Крымской АССР в лице Иззета Хайруллаева (до войны — председатель Алуштинского райисполкома, во время войны — комиссар 4-й бригады Южного соединения партизанских отрядов Крыма, член Крымского штаба партизанского движения), председателя колхоза «Память Ильича» в Алуште Эшрефа Асана и Ашира Караева (до 1941 г — секретарь парторганизации колхоза «Память Ильича» в Алуште) ушли в лес и организовали партизанское сопротивление. Как известно, комиссаром южного соединения был назначен Мустафа Селимов, а командиром — Михаил Андреевич Македонский.

Идрис ака во время войны партизанил в лесах Крыма, хотя ему и было 14 лет. Если бы он остался в селе, фашисты могли расстрелять его, так как его дядя — Сарамет Эмирусеин был коммунистом. К тому же, молодёжь забирали на принудительные работы в Германию. Фашисты брали 14-16 летних здоровых парней и девушек.

В отряде Идриса ака насчитывалось 20-25 человек, из которых 60% были крымскими татарами. Сам он ходил в разведку для определения местонахождения фашистов. Партизаны сделали шалаши в лесу, там и жили. Разжигать огонь боялись, так как был виден дым. Готовили пищу в пещерах.

Идрис ака исполнил по памяти песню «Партизанский атаман»:

Он запомнил и другую уникальную песню про жизнь партизан в лесу:

«Ортасы яйлясына, тёшегим да от эди,
Ястычыгымыз сорар исен, бир пляки да таш эди,
Дагълар, ташлар инледи, тюфек да сесинден,
Джан вермеси холай дегиль,
Ах аман, аман, бу яшлых кендиси».

В памяти Идриса ака осталась также песня «Акъяр тюркюси»:

«Хачар да эдим мен Акъярдан,
Хара да денъиз олмаса,
Атар да эдим мен озь озюмни,
Анам да бабам олмаса
Ах Акъярда, вах Акъярда, дурма да мени харшыма,
Бу не хадар мушкуль да алдыр,
Он секиз, йигирими яшыма,
Чыхтым да Акъяр харшыма,
Пилоткамы хойдым башыма,
Анам да верген хатыра да явлух,
Толды козюм яшына».

Просто так партизаны не убивали фашистов, так как за одного убитого фашисты убивали 10 местных жителей, а за офицера — 25. Но всё равно случались перестрелки.

Однажды в сентябре 1942 г., когда поспел виноград, они с отрядом в количестве 25 человек спустились за продуктами в село Корбек, но нарвались на фашистов. Партизаны Эшреф Асан (сын тёти Идрис ака) и Кара Ашир были схвачены и казнены.

Во время оккупации Крыма фашистами в лесу партизаны голодали. Ели мышей, кошек, траву. Чтобы спастись от голода, Идрис ака охотился на оленей с помощью лука и стрел. Старались лишний раз не использовать ружьё, так как после этого фашисты начинали бомбить.

В лесу не было казана, чтобы приготовить еду. Для этого рыли яму, бросали туда тушу оленя, так чтобы не загрязнить мясо. Сверху и снизу клали дрова, поджигали огонь, получалось очень даже вкусно. Охотились и на зайцев, и на диких кабанов (хара домуз).

Волков в лесу не было, водились лисы. Все животные заповедника, по словам Идриса ака, во время войны «просто сдурели». До войны в заповеднике их кормили, а теперь стали убивать партизаны, так как хотели есть. Они были голодные и с помощью оружия отбирали овец у чабанов в селах Корбек, Темирчи, Улу Озен. Хлеба тоже не было у партизан. Ночью спускались в село. Идрис ака вместе с партизанами грабил продуктовые склады, иногда заходили в дома односельчан, брали соль, махорку. Были и хорошие люди, в основном бедные — они делились последним. Были и те, кто особо не делился – у них просто забирали продукты. Поэтому фашисты сожгли все наши горные селения за помощь партизанам.

В Буюк Ламбате полицейскими были Джапеш Асан и Какач Мурат. Тогда в каждом селе были добровольцы и полицейские, среди них было много хороших людей. Некоторые добровольцы и партизаны были друг другу родственниками.

Воспоминания Идриса ака о Буюк Ламбате

В селе была мечеть, стены которой сохранились до сих пор. У мечети был минарет. Настоятель мечети (йимам эфенди) был из рода Гарбушка. Минарет в Буюк Ламбате после выселения крымских татар разрушили.

В селе было два мусульманских кладбища. Одно — в верхней части села возле леса (дагъ ичине) — Юхары Мезарлых, там могли сохраниться надмогильные камни. Другое мусульманское кладбище находилось возле моста и квартала Хаш (Харши) маале. Сейчас там сделали дорогу. Там собирались буюкламбатцы на праздник Хыдырлез байрам, там мог быть азиз с дюрбе. Сейчас всё разрушили.

На Хыдырлез байрам также буюкламбатцы ходили в село Корбек к святыням Девлет баба.

Парикмахеры (бербер усталар) не только стригли волосы, но также могли удалять зубы и делали сунет (обрезание крайней плоти у мальчиков).

Дома строили сами. Они находились близко друг к другу, крыши были земляные и из черепицы.

Дядя Идриса ака — Халиль эмдже был мастером, умел делать окна. Один раз прилюдно сказал, что сможет сделать портрет Сталина из досок, и за это ему дали 10 лет.

Мылись летом на улице, а зимой в доме в корыте – текне, раз в неделю.

В Буюк Ламбате до сих пор сохранился общественный кран — Настра чешме. По словам Идриса ака, этот родник обустроил его дядя (дайи).

До революции ранее, если у человека было немного богатства, то спешили оставить память о себе — делали чешме, мосты. Сейчас же миллионеры просто собирают денежную массу.

Для полива садов и огородов в горах специально обустраивали скопление воды — су баснясы.

На зиму солили мясо в дубовых бочках, делали хахач (вид сушенного мяса).

Крымских пород овец и коров сейчас не осталось. Чабанам помогали собаки — чабан копеклер. Во главе стада обычно были козлы-вожаки.

Чабаны работали летом посменно на яйле по неделям. Из овечьего молока делали сливки хаймах, простоквашу ёгурт, брынзу пенир, которые привозили с яйлы в село на повозках.

Козы могли дать до 5 л молока, овцы – до 1-2 л. Овечье молоко считалось полезнее коровьего.

Рыбы в море было полно, особенно хамсы. Из нее делали блюдо хамси тавасы.

Буюкламбатцы умели хорошо плавать в море.

Варенье делали из инжира, персиков, черешни. Выращивали арбузы, дыни. Соленья делали и из арбуза.

Кофе делали из ячменя — арпа.

В Буюк Ламбате пели старые песни «Порт Артур», «Балыхчийим», «Дертли хавал». Идрис ака рассказал стихи, которые были распространены в Алуште:

«Ашадым чауш, ашадым шашла, полюбила дурной Мустафа», или
«Темирчиден чыхты бир думан,
Шумада не дин вар, не иман,
Корбокуль ондан яман,
Алла сахласын Алуштадан!»

Публикуется с сокращениями (полную запись беседы можно послушать по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=9MzF-7APTl4)

Источник