«Фотографируй яблочки. Это успокаивает»

Нет! Это не персональный ответ автору фразы, просто фраза красноречивая. А вообще речь идёт о дискуссиях, точнее их формате и качестве, и социальном диалоге, если мы говорим о национальном масштабе. 

Социальные сети сегодня стали площадкой, где обсуждается всё: от глобальных вопросов мира до цвета трусов сезона весна-лето. Крымскотатарская часть фейсбука – не исключение, только с одной большой поправкой – у нас сегодня другой площадки нет.

На моей памяти за последние пару лет было несколько постов, которые задели обитателей «юзкитаба», что называется «за живое». Анализируя эти посты и дискуссии вокруг них, замечала, что они разделяли наше фэйсбучное сообщество по возрастному критерию, идеологическому, а сейчас, например, по географическому.

Есть в социологии и политологии такое понятие как социальный диалог. Есть разные его уровни и участники, но, в целом, исходя из его характера, можно судить о состоянии общества, зрелости социальных отношений и качестве обмена информацией.

Я иногда боюсь применять политологические или социологические формулы к нашему дискурсу, вот правда, боюсь! Потом долго восстанавливаюсь, накручивая километры и выкатывая литры бензина. Из-за особенностей сегодняшних реалий это становится ещё более актуальным, поскольку иллюзии для нас смертельны, а объективность необходима как воздух. 

Мне иногда кажется, что «Бирлик» – это одновременно наша сила и наша слабость. Это хорошо, когда речь идёт о социальной мобилизации вокруг любой проблемы, жизненно важной для крымских татар. Но когда мы обсуждаем социально значимые смыслы… Да, собственно, сам список этих социально значимых смыслов у нас строго обозначен. Наши тренды, как Стена, за которой белые ходоки и дикие люди.

Мы часто говорим о субъектности крымских татар в свете внешних факторов, но и для внутренней повестки эти вопросы весьма актуальны. Невозможно долго пропускать мимо ушей месседжи в форме «овце» характеристик, и «фото яблочек».

При всей сложности и неоднозначности окружающей среды пассионарная часть народа, создающая этнические смыслы, пока находится в Крыму. Наши маленькие островки «крымскотатарскости» в Херсонской области слишком долго были вне большой семьи, и только сейчас апгрейдят свою идентичность, дополняя её крымской болью.

Нам пора научиться измерять социальную температуру и не злиться на термометр, если градус не тот.
#громконаблюдаю

Ленора Дюльбер (автор фото – Заир Акадыров)

Источник