Философия фильма-сказки «Хыдыр-деде», или несколько заметок по образу и форме

Хыдыр-деде – это детская сказка для всей семьи! Развлечение и яркие эмоции для детей, глубокие переживания, переосмысление для взрослых и духовно-нравственное воспитание для всего общества. История мира, любви и надежды, берущая начало с незапамятных времён. Добрая сказка, которая поможет не только другим народам, но и самим крымским татарам лучше узнать самих себя…

Сказка-ментор, таинственная машина времени, уносящая зрителя в мир наших легенд. Фильм, полный надежды и житейской мудрости. Вы не найдёте в сказке ничего, что противоречило бы нашей религии, культуре и нравственным устоям. Одним словом, фильм о крымских татарах в разрезе времени – вчера, сегодня и завтра.

Невозможно не увидеть гармоничную, дружную работу всей команды: сценариста, режиссёра, оператора, звукорежиссёра, костюмера и актёров, — от главной роли до эпизодических реплик. Некоторые эпизоды, замедление кадра, увеличение звука, взгляд, движение рукой, мимика прохожего настолько впечатляющи, что на какой-то момент затмевают главных героев и остаются в памяти после просмотра фильма. Такое ощущение, что в фильме нет второстепенных героев и кадров. Это Крым, где пастух мог спокойно войти в дом и сесть за стол с мурзой и без приглашения, непринуждённо протянуть руку, взять со стола виноград и начать разговор. Так жил народ, который мог выбрать себе хана. Были и такие времена… Всё это очень символично… Умудрённый зритель как будто бы читает фильм между кадров и слов.

Язык героев естественный, живой, как-будто бы из нашей жизни. Словно зашёл сосед и заговорил о злободневном. К счастью, у нас ещё есть сёла, где соседи заходят и непринуждённо говорят на родном языке. Пословицы, поговорки, монологи и диалоги делают героев по-настоящему народными. С точки зрения сохранения и популяризации крымскотатарского языка «Хыдыр-деде»  — это революционный рывок. О важности этой картины ещё скажут будущие поколения.

Вне сомнения , это — большое событие для культурной, духовной жизни и идейного воспитания крымскотатарского народа, да и не только. Фильм может быть с интересом принят всеми тюрко-мусульманскими народами постсоветского пространства.    

***

Всё начинается с праздника…

Хыдырлез! Звонкая живая музыка, будоражащая сознание, буйство красок и звуков с первых секунд переносят зрителя в прошлое. Нет вычурности, излишней парадности, одежда людей, речь, утварь, дома  -всё естественное, настоящее. Крупные планы, лица и звуки вокруг нас. Такое ощущение, что мы перенеслись на двести лет назад. Моментами слёзы наворачиваются на глаза то ли от гордости, то ли от тоски. Так я погрузился в таинственный мир фильма-сказки «Хыдыр-деде», премьера которого прошла 19 июня 2018 года в Симферополе.

Первые кадры — верхом на резвых конях мчатся джигиты, проходя через нас, уходят вперёд, в будущее. Это важно! Мощная энергетика, дух свободы и праздника. Следующий кадр: иностранец, который интересуется нашей культурой, обычаями, он задаёт вопрос, но его не понимают. Это ещё те времена, когда все говорили, мечтали и думали на родном языке. Автор сценария и режиссёр как-будто общаются со зрителем посредством символов. Это фильм символов и глубоких смыслов. Эта сказка – есть символ!..

Все суетятся, готовятся на праздник весны, и только умиротворённый мудрец-старик Асан-деде, видевший в жизни многое, неспеша рассказывает внукам свою историю. Так начинается легенда, которую невозможно отделить от жизни. Это — преемственность поколений, старшее поколение передает молодым наши притчи и веру. Фильм с первых секунд, звуков и кадров несёт добро и надежду.

Дальше для меня началась мистика: время разрывается на три измерения, как бы порождая некое межвременное пространство длиною в жизнь. И весь фильм мы живём, переживаем в своего рода портале, где пересекаются несколько реальностей, одна реальнее другой. Наше время и надежды о будущем накладываются на время рассказчика, повествующего внукам о происшествии шестидесятилетней давности. Парадокс же в том, что у каждого времени есть прошлое, настоящее и будущее.

Но вернёмся к сюжету. Двое молодых: Осман и Эмине, — любят друг друга и собираются пожениться. Это хорошие люди. Парень с утра до ночи работает, честным трудом зарабатывая на жизнь. В селе их все любят и уважают. Но есть и обратная сторона медали – ханский сборщик налогов по прозвищу Топал. Бессовестный, жадный человечишка, вся жизнь которого состоит из интриг, стяжательства и подлости. Только чтобы сделать людям больно, он решает овладеть молодой девушкой. Приходит к отцу с «хорошим», на его взгляд, предложением, но получает отказ. Ненависть переполняет его низменное сердце, и он решает, воспользовавшись положением, выжить Османа из села, лишив его всего. Казалось бы, беды, как гора Чатыр-Дагъ, свалились на голову молодого человека, сжав его сердце. Но он не опускает руки и готов бороться за свою любовь.

В этот самый момент в селе происходят таинственные события, которые меняют судьбу главных героев, да и всего населения. Всё в жизни познается в противоположном, ибо так устроен этот подлунный мир, что против зла всегда есть добро.  Совсем юные Асан и Фериде (братишка и сестрёнка молодых) решаются помочь влюблённым и найти Хыдыр-деде. Кто он, это мудрый старец, в честь которого слагают легенды и делают праздник весны? Об это и многом другом мы узнаем из фильма.

Конечно же, картина не зря названа именем героя легенд  — «Хыдыр-деде». По сюжету (философии) фильма ему отведена особенная роль. Он  — как связующее звено между материальным и духовным миром, реальностью и легендами. Тонкость идеи в том, что «сказочные герои» и легенды не только не противоречат Исламу, но и являются частью веры мусульман. То есть мусульмане верят в них, они реальны для исламского общества. Всё объяснимо и логично. Хыдыр-деде – это пророк Хыдыр (мир ему), имя которого проходит в священном Коране. Согласно вере мусульман, он живёт в неком пограничном измерении между духовным и материальным мирами. Он может одновременно появляться во многих местах для выполнения возложенной на него миссии. Согласно исламского тасаввуфа (духовного учения), есть уровень духовного развития Макъамы-Хыдыр. Достигшие его, частично отрываются от материального мира, и им может быть дарованы некоторые способности Пророка Хыдыра (мир ему). Не буду более углубляться в это учение, а кратко изложил его с той лишь целью, чтобы показать глубину философии фильма и важности его интерпретации для мусульман.

  Итак, вернёмся к сюжету. Выход Хыдыр-деде великолепен. Музыка, виды и планы сжимают сердце. Приятно сморить. Дети обращаются за помощью к старцу. Он же просит у своего Господа. Ничего не случается «просто так», а происходит по воле Создателя, который всё на этой земле подчинил законам причинно-следственных связей и делает руками людей. Такова Его безмерная мудрость! Это один из важнейших посылов фильма — всё в наших руках! Человек сам вершит свою судьбу. В таком духе фильм воспитывает своего зрителя. Чудес не будет, они закончились с пророками. Чудеса на земле делаются руками людей по воле Всевышнего. Молитва, подкреплённая действием — вот таинственная сила успеха! Каждый выполняет свою роль. Хыдыр-деде хорошо знает свою роль в общей картине мироздания. Он — важная часть, но часть божественного пазла судеб и дел.

Сразу после детей у Хыдыр-деде важный гость. Адалет Гирей-хан. И снова легенда в легенде – кладези смыслов. Каждый хан два раза посещает Хыдыр-деде. В первый раз его кладут в Золотую колыбель «Алтын бешик», во второй раз он приходит за наставлением к извечному учителю ханов. Они одеваются в одеяние путников и странствуют по городам и сёлам Крыма, узнавая, чем живёт народ. Только после этого хан восседает на великом престоле.

Мир не без добрых людей, и в дом Османа приходят таинственные гости, не отличающиеся на первый взгляд, от других людей ничем. Вернее, они проходят мимо дома, держа путь в Зынджырлы-медресе – духовно-интеллектуальный центр ханства, но хозяева приглашают их к своему столу. Таков обычай крымских татар: останься сам голодным, но накорми гостя. Но вот в дом врывается Топал, изрыгая свою подлость, и ужесточает свои условия, фактически загоняя Османа в долговую яму. Но наши предки умели держать удары судьбы и не жаловались кому-либо кроме Всевышнего, ибо каждый имел гордость хана. Через несколько дней происходит чудо, и жители села находят у своих дверей кисеты с золотом. Чудо-то оно чудо, но это не то чудо, что «по щучьему велению». Другой менталитет у крымских татар, стало быть, и сказки другие…

Множество кодов и алгоритмов мышления раскрывает зрителю этот фильм, но нужно уметь увидеть. Оказывается, эти два путника, посетившие дом Османа, далеко не простые люди: один из них легендарный Хыдыр-деде, а другой  — Адалет Герай-хан. Молодой хан со своим мудрым наставником, по старинному обычаю, путешествует по своему государству, чтобы лучше узнать о жизни своих подданных. И каждый выполняет свою миссию по воле Господа Миров. Но об этих героях мы ещё напишем позже. Наконец, хан восходит на престол и наказывает подлого Топала. Наказание гуманно и милосердно, дабы не ранить психику зрителя-ребёнка. И за это отдельная благодарность сценаристу и режиссёру. Справедливость торжествует, пусть в реальности не всегда бывает так, но мы ведь в сказке. Да, по сути, и в жизни каждый получает по заслугам, нужно лишь время. Люди же всегда верили в чудеса, все благодарят Хыдыр-деде.

Тут сказка как бы завершается, и режиссёр снова возвращает нас в реальность. Мы оказываемся на первом празднике, с которого все начиналось. Асан- деде продолжает повествование, но уже о тяжёлой судьбе нашего народа, не забывает и о многочисленных переселениях, и о бедах, обрушившихся на народ в конце XVIII века. Но всё это делается как бы вскользь, чтобы не взвалить на плечи юному зрителю непосильный груз, но напомнить старшему поколению… Информация даётся умеренно, эпизодически, не вгоняя зрителя в комплекс угнетённости. Это ведь фильм-надежда, а не скорбь!

И вдруг мы слышим имена «Асан къартбаба» и «Фериде битай» и понимаем, что история была о них. Это те самые дети, которые видели и говорили с Хыдыр-деде. Что это? Мы снова в сказке? Нет, это уже не сказка, это быль. Асан къартбаба идёт по празднику, снова музыка, буйство звуков и красок. Снова праздник! Да время другое, но крымские татары ведь те же. Многое поменялось, но свободу и праздник они сохранили! А на встречу ему идёт все тот же мудрец, которого он встретил полвека назад. Старик узнает в нём Хыдыр-деде, но в этот раз таинственный старец с другим путником. Старик теряется во времени и едва может утаить волнение и стук сердца. И мы слышим диалог, который стоит всего фильма:

— Кто это, новый хан? (Сколько надежд, тоски и чаяний в этом вопросе?! Нужно понимать то время и события, чтобы осознать это)).

— Нет, но скоро люди услышат о нём. (Пауза, словно удары пульса в висках. И звучит ответ)

— Его зовут… Алим Айдамакъ!

Оператор, композитор и звукорежиссёр, удивлявшие зрителя на протяжении всего фильма, не подвели и в этом самом последнем кадре. Пожалуй, это самый великолепный кадр фильма. Орлиный взгляд Алима, уверенная поступь и величественная осанка говорят: да, сегодня нет ханов, но не иссякнет чрево нашего народа рождая, новых и новых гордых сынов. Зрителю не остаётся ничего, кроме того, чтобы сказать: «Ждём продолжения!»