Фатум 1944

Ханна Арендт (еврейка, философ, ученица Ясперса и Хайдеггера), работая ньюйоркским корреспондентом, освещала судебный процесс, проходивший в Иерусалиме в 1961 году, в отношении Адольфа Эйхмана – бывшего оберштурмбаннфюрера (подполковника) СС. Последний заведовал отделом, отвечавшим за «окончательное решение еврейского вопроса», и был главным «архитектором Холокоста».

Через несколько лет после процесса выйдет в свет скандальная книга Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», где будет в деталях описан судебный процесс над подполковником и изложена моральная философия о том, что зло в человеке не является некой этической категорией, а в массовом исполнении является бюрократической, канцелярской рутиной.

Эйхман на суде рассказывал о своей работе в гестапо на службе у Адольфа Гитлера как о нудной, скучной ежедневной госслужбе, где за расстрельными списками, статистикой смертей в концлагерях и количеством еврейских погромов он видел только сухие цифры, скучный документооборот и сроки сдачи отчетности. Эйхман даже не был убеждённым антисемитом, он не был психопатом, садистом или клиническим некрофилом.

«Он просто выполнял приказ. И в этом состоял главный кошмар Холокоста – ужасающая банальность зла. Наибольшее зло производит бюрократ, дотошно выполняющий свои функции» (Х. Арендт)

Теория банальности зла, которую выводит Арендт, сильно диссонирует с классическими теориями о деструктивности Фромма и Фрейда, не ложится в канву даже макиавеллизма и деспотии Нерона.

Что больше всего потрясло в книге, так это слова одного бывшего заключенного концлагеря, который чудом выжил в человеческой мясорубке:

«Шестнадцать лет назад, когда впечатления были еще свежи, бывший узник Бухенвальда Давид Руссе описал то, что, как мы теперь знаем, происходило во всех концлагерях: «Триумф СС требовал, чтобы истерзанная жертва дозволяла отвести себя к виселице, не выказывая никакого протеста, чтобы жертва отреклась от себя, забыла о себе, чтобы она утратила свою личность. И делалось это не просто так, не из чистого садизма, эсэсовцам было нужно, чтобы жертва признала свое поражение. Эсэсовцы понимали, что система, которая способна уничтожить жертву еще до того, как она взойдет на эшафот…, является лучшей из всех возможных систем, призванной держать в рабстве целый народ. В рабстве. В подчинении. И нет страшнее зрелища, чем эта процессия человеческих существ, покорно, словно марионетки, бредущих к смерти».

Нынешние отдельно взятые фавориты номенклатуры (псевдоисторики, квазиполитологи, мнимые космополиты и вульгарные (лат. vulgaris — общенародный) активисты в угоду определённым интересам ежегодно паразитируют на теме Депортации крымскотатарского народа,
(пардон, заклинаю, пропустите ниже строчку!) путём выделения из оральной зоны испражнений о том, кто есть коллаборант и что депортация была во благо, с комфортом и уютом.

В преддверии 18 мая часто можно встретить в соцсетях «можем/нужно повторить» либо «моя бабушка помнит вашего татарского дедушку», а также душещипательное «ПОКАЙТЕСЬ!». Как результат, такого рода массовые оскорбления приводят к негодованию, раздражению и явному недовольству определённой части населения.

Однако, с другой стороны, мы же получаем негативный опыт на грани своих душевных мук и моральных страданий. Некий сверхчувственный, экзистенциальный опыт. И такой опыт толкает нас на поиски истины: мы знаем наши родословные в мельчайших биографических деталях до 7-го колена по обе стороны; превосходно разбираемся в коллаборационизме с железобетонными историческими фактами и документами; ищем, находим и демонстрируем международную практику по защите прав нацменьшинств и коренных народов; мы знаем наизусть героев и партизанов войны и национального движения. Наш мозг настолько перегружен фриковой шелухой, замусорившей СМИ, что сами возлагаем на себя же обязанности по отделению зерен от плевел: доказываем в закрытых группах Фейсбука, на стенах «ВКонтакте» и среди консерваций в «Одноклассниках» несправедливость 1944 года и боль, отпечатавшуюся в ДНК многих поколений народа.

Благодарю ботов, фриков, шовинистов и ксенофобов за то, что они дают осознать, к чему ведётся их рутинная, банальная работа, и для чего необходимо нам помнить о событиях 18 Мая. Потому что вы обязаны изо дня в день совершать один и тот же заезженный ритуал по осквернению памяти депортированных. Вы не чувствуете зло, так как вы стали безвольным инструментом зла, его пленником и зависимы от зла.

Мы не станем вашей жертвой и вы не поведёте нас на эшафот. Мы защищаем свои права исключительно законными и демократическими способами. Мы никогда не отречемся от себя, своей культуры, истории, языка, ибо вам необходимо видеть наше поражение, подчинение и покаяние.

Благодарю наших Perpetuum Mobile в лице активной части населения, которые выискивают сложные и практически недосягаемые доказательства о прошлых событиях и не устают ежедневно приводить на страничках соцсетей всё новые и неоспоримые доводы в пользу истории народа.

Благодарю до побелевших костяшек сжатых кулаков настоящих Русских, Украинцев, Евреев, Армян, Греков, Караимов, Крымчаков, Поляков и всех-всех, кто нас поддерживает, сопереживает нам и знает правду. Без вашей поддержки и помощи мы были бы наполовину одиноки.

Ленура Енгулатова

Источник