Две половинки нашей идентичности

Однажды в Анкаре на Курултае я услышала от одного крымского татарина, что он только в третьем классе узнал, что он крымский татарин. Его история тронула меня. До слёз. Потому что мне посчастливилось вырасти с чётким пониманием самоидентичности. По крайней мере, я так думала.

Но когда мне было лет 19, один знакомый спросил у меня, верю ли я в Судный День?

Судный, что? Конечно, я не спрашивала себя об этом, поэтому готового ответа не нашлось. Более того, я мало что знала про Судный День. Если бы он спросил меня про писания и предопределение, я бы, скорее всего, тоже просто пожала плечами. Так начала формироваться вторая половина моей самоидентичности.

Сейчас я чётко вижу, что многие из нас находятся в таком же положении, как тот крымский татарин из Анкары, считавший себя турком, а кто-то – как я в 19. Возможно, он остался бы где-то там же, если б не спросил у родителей, кто он. Возможно, я бы осталась где-то там же, если б не спросила себя, в какого Бога я верю? У меня не было сомнений, что верю. Но только я мало что знала про то, в Кого. Я начала искать ответы.

Мы часто рассуждаем о неразрывности Ислама и крымских татар, но я всё чаще наблюдаю за тем, как эти понятия вполне себе разрываются. Как вместо Бога мы начинаем поклоняться своей крымскотатарскости. Или наоборот, в поклонении Богу мы забываем про важность единства со своим джемаатом. Любой крен в одну из этих сторон будет сильно вреден для нас. Или уже вреден. Сильно.

Мы часто задаем себе вопрос: что, кроме случайности рождения, делает нас крымскими татарами? Точно так же мы должны спросить себя, какие базовые убеждения и ценности делают нас мусульманами?

Ислам это не что-то абстрактное. Это конкретные убеждения, очень понятные ценности и в некоторых вопросах чёткие правила.

Они не арабские, не мекканские или какие-то ещё. Они исламские. И если мы, как и наши предки, считаем себя мусульманами, нам нужно их изучить и принять.

Точно так же, как мы изучаем историю Крымского ханства и депортации, как мы стремимся (стремимся же?) говорить на родном языке и прививать любовь к нему у наших детей.

Иначе мы ещё долго будем вариться в собственном соку, до конца не понимая, кто мы есть и что мы можем предложить миру.

Мавиле Халил

Иллюстрация: Леньяра Абибулаева