Деятельность Усеина Боданинского в Крыму

Усеин Абдурефи-огълу Боданинский — основатель и многолетний директор первого национального музея крымских татар «Хан-Сарай», искусствовед и этнограф родился 1 декабря 1877 г. (по старому стилю).
Усеин Боданинский — организатор, руководитель и участник этнографических и археологических экспедиций в Кырк-Азизлер, Эски-Юрт, Старый Крым, Чуфут-Кале и др.

Еще до революции в марте 1916  г. ему удалось добиться открытия в Бахчисарае отделения Общества защиты и сохранения памятников истории и старины. В том же году он подал прошение Таврическому губернатору о регистрации кружка по защите и изучению историко-культурного наследия Бахчисарая, и прошение это было удовлетворено.
В 1915-1916 гг. Усеин Боданинский занимался разработкой проекта художественно-промышленной школы «Санайы-нефисе ве унер мектеби» в Бахчисарае (по примеру открытой в Стамбуле в 1883 г. Sanayi-i Nefise Mektebi). 20 октября 1916 г. Боданинский сделал доклад по этому вопросу в Таврической губернской земской управе.

После Февральской революции 1917 г. ситуация изменилась. Весной этого года, во время подъема национально-демократической революции в Крыму, Али Боданинский, старший брат Усеина, спешно поехал в Петроград. Он рассказал Усеину о происходящих в Крыму событиях, и Усеин решил немедленно ехать в Бахчисарай. Одной из задач, которую должен был решить Усеин Боданинский, была проблема создания в Хан-Сарае национального музея крымских татар.

В имперский период Хан-Сарай находился в ведении МВД. Здесь находился полицейский чин, который при наличии разрешения губернатора позволял важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию.
После Февральской революции в Крыму нашлось немало желающих присвоить уникальный памятник. К счастью, Усеин Боданинский, воспользовавшись известностью в столичных кругах и при поддержке Мусисполкома (Крымский мусульманский Центральный Исполнительный Комитет), председателем которого был Номан Челебиджихан и секретарем Али Боданинский, сумел убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей. Тогда же он обратился в Мусисполком с докладом о разработанном им проекте художественно-промышленной школы «Санайы-нефисе ве унер мектеби». Мусисполком финансировал создание этой школы и стал ее учредителем.

3ноября 1917 г. в Бахчисарае во исполнение сентябрьских решений Мусисполкома при стечении многих тысяч человек было проведено было торжественное открытие Национального музея в Хан-Сарае.
В тот же день были открыты: училище имени Менгли-Герая в Зынджырлы-медресе;
учительская семинария имени Исмаила Гаспринского «Дарульмуаллимин» для юношей;
художественное училище «Санайы-нефисе ве унер мектеби» (Унер Санаи).
Здесь для полноты картины надо упомянуть и открытую в январе 1918 г. в Акъмесджите (Симферополе) учительскую семинарию для девушек «Дарульмуаллимат».

Директором Унер Санаи, над проектом которого работа продолжалась 3 года, Мусисполкомом был назначен Абдурефи Абиев, с которым Усеин-эфенди учился в Строгановском училище в Москве. Сам Усеин-эфенди преподавал рисунок и читал лекции о западноевропейском и крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве. В преподаватели были приглашены художники А. Куприн, В. Яновский.

Уже в первые месяцы советской власти в Крыму в декабре 1920г. Усеин Боданинский добился, чтобы к музею «Хан-Сарай» были приписаны пещерные города и местности Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Азиз.
С 1921 г. Бахчисарайский музейный комплекс включил в свой состав Коккозский музей и мемориальный дом-музей Исмаила Гаспринского. Его первым хранителем стал Осман Акчокраклы, друг Усеина Боданинского.

Заметим, что перед революцией в Бахчисарае проживало около 17 тысяч жителей, из которых 13 тысяч — мусульманЕ. В городе было 32 мечети, православная церковь, армяно-григорианская церковь, иудейская синагога и караимская кенасса.

Биографы Усеина Боданинского отмечают, что он одним из первых понял, что нужно сохранять не только выдающиеся архитектурные памятники, высокохудожественные изделия из драгоценных металлов. Не менее важно было, по его мнению, собирать все предметы старого быта, сохранять то, что сейчас мы называем исторической средой города. В древних крымских городах: Бахчисарае, Карасубазаре — по его мнению, нужно было сохранить их историческую застройку.
Боданинский принял активное участие в представлении крымского искусства на Международной художественно-промышленной выставке в Париже летом 1925 г. Большинство отобранных экспонатов носило этнографический характер и было предложено Бахчисарайским музеем: образцы художественных работ, мужских и женских костюмов, ковры, чадры, шитье золотом, чеканная посуда и т.п. Крымские чадры и вышивки получили медаль.
Исследователи истории музея в Хан-Сарае пишут, что росту музея, высокому его авторитету среди населения и научной общественности способствовала неутомимая просветительская и пропагандистская работа, проводившаяся музеем, его сотрудниками. Главным популяризатором своего детища был сам директор музея Усеин Боданинский. Список только отдельных брошюр и статей в журналах, написанных им и опубликованных в 1920-е годы, достигают 10 наименований: «Памятники крымскотатарской старины» (совместно с А.С.Башкировым), «Карасубазарские памятники» (на крымскотатарском языке), «Татарские дюрбе (мавзолеи) в Крыму», «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму» и др. Ряд статей и хроникальных заметок о дворце-музее, его памятниках были опубликованы в массовых периодических изданиях.
Вопросами научной и просветительской деятельности музея призван был заниматься организованный при нём в 1926 г. Ученый совет в составе 6 человек: У. Боданинский (председатель совета), О. Акчокраклы (ученый секретарь совета), И. Леманов — профессор-арабист, заведующий домом-музеем Гаспринского,  А. Муртазаев, М. Шейх-заде – зам. директора музея, один из лучших в Крыму арабистов, а также геолог А. Амет-Рашид.

Продолжение следует