Дерекой. Воспоминания Энвера Абдураманова

Энвер Абдураманов родился 20 мая 1919 г. в Дерекое. В детстве, как и другие дети в селе, он не знал русского языка – говорил только на местном диалекте крымскотатарского языка.

Дед Энвера-агъа – Аджи Абдураман – совершил хадж в Мекку, владел кораблями, возил лес по морю. У отца Энвера-агъа было 6 братьев (старший Усеин учился в Стамбуле, окончил медресе) и 5 сестёр (все они жили в соседнем селе Ай-Василь).

В 1929 г. семью Энвера-агъа раскулачили. Всех раскулаченных с Южного берега Крыма собрали в казармах возле Массандры. Энвер-агъа говорит, что каждый день родственники и односельчане носили в казарму еду раскулаченным. Затем он видел, как их погрузили на пароход и отправили в Севастополь.

Некий Рефат Сарыбаш встал на корму парохода и стал играть на трубе, прощаясь с народом. Все родственники раскулаченных, да и обычные люди, пришли попрощаться с родными – с лучшей частью нашего народа.

В Севастополе раскулаченных погрузили в вагоны и отправили на Урал. Отцу Энвера-агъа коммунисты обещали, что его не тронут, если он всё отдаст. Отец отдал 800 овец, но его всё равно посадили в тюрьму, а их семью выгнали из дома – они вынуждены были снимать квартиру в Дерекое. Отец просидел 2 года в тюрьме.

В 1933 г. раскулаченным дали по ½ га земли для посадки табака. Энвер-агъа с отцом вырастили табак и сдали государству, на следующий год им опять дали землю, которую 25 лет не вскапывали. А вскоре отца опять посадили в тюрьму. Энверу самому пришлось ухаживать за табаком – весь урожай забрало государство.

В 1937 г. отец Энвера-агъа умер в тюрьме, а его самого два года спустя призвали в Красную армию.

О жизни в селе

Ныне Дерекой находится в черте Ялты, а ранее граница села простиралась от современного автовокзала до горисполкома (армянской церкви). Село находилось в ущелье, и именно этим объясняется его название: от слов «дере» – ущелье, и «кой» – село.

Названия кварталов в Дерекое:

Ашаа маале,
Юхары маале,
Топрахлых маале.

В Дерекое было 2 мечети – Ашаа маале джами и Юхары маале джами. Возле мечетей находились кладбища. Возле нижнего кладбища (Скамния мезарлыгъы) был азиз. Рядом с каждой могилой сажали кипарисы и сирень. После выселения крымских татар в 1944 г. это кладбище разрушили и сделали дорогу на Севастополь. Там была похоронена и мать Энвера-агъа.

Дома в Дерекое были одно- и двухэтажные. Крыши домов были из жести («тенеке», черепицы («кирамет»), также ещё оставались земляные крыши (на таких крышах перед и после дождя землю уплотняли с помощью специального инструмента).

Свадьбы в Дерекое могли длиться неделю. Перед свадьбой невеста делала «хна геджеси», жениха брили («траш эте эдилер»). На свадьбе женщины и мужчины сидели раздельно.

В окрестностях Дерекоя было много виноградников. Сорта винограда в Дерекое: шашла (ранний сорт), мускат, александра-мускат, альятик, какур, сотер, изабель (зимний сорт), каталон.

Метод посадки винограда: готовили чубуки (черенки годовалой плодоносящей лозы) длиной 40-60 см, осенью закапывают их в землю до весны. Через полгода чубуки пускают корневища. Землю для посадки чубуков готовили заранее, вскапывали более 1 м с помощью лопаты. Ломом делали яму и на всю глубину закапывали чубук, только оставляли на поверхности 2 глазка. Рядом с чубуком вбивали колья – хазых («хазых хоя эдилер»). Летом шпалеры ставили, завязывали виноград. В сентябре и октябре после сбора урожая делали обрезку винограда. Чтобы виноград не болел, рано утром, когда была роса, с помощью мехов обрабатывали листья серой.

Все виноградники до коллективизации принадлежали дерекойцам, но после создания колхозов доступ к урожаям винограда был закрыт. Чтобы попробовать виноград со своего виноградника, детям приходилось воровать. За кражу одной кисти могли посадить на 3 года.

Бекмез делали из яблок и груш. Для этого нужна была деревянная емкость – тарпана. Чтобы сделать тарпана, нужно было 6-метровое бревно, расколотое пополам. Внутренность бревна убирали, получалась ёмкость в виде лодки. Вечером женщины насыпали 5-10 кг яблок и начинали их там дробить с помощью колотушек – «тохмах». Потом раздробленные плоды клали под пресс, чтобы получить сок. В Дерекое было 3 пресса.

Каждого проходящего угощали соком. Полученный сок долго кипятили и получался бекмез. Как делали бекмез в Дерекое – можно послушать здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=mAUY9nJ6YGo 

Микротопонимика Дерекоя (название окрестных гор, возвышенностей, скал, ущелий):

Бабугъан яйля,
Дерекой яйлясы,
Ай Васыл яйлясы,
Монастыр хоба – (крупная пещера, где помещалось 1000 голов овец),
Бабу, бабу багъча – там был большой сад,
Чахыр хая – местность с щебнем (чахылых бир ер), там был источник воды (анда гозь вар эди),
Педи хая,
Дурла,
Кучук Мейдан – в сторону Буюк Озенбаша,
Буюк Мейдан,
Сычанчых,
Кирезли байир,
Пиляки,
Аутка богъазы,
Бештекне,
Уч сырым,
Лапата,
Кучук озенбаш богъазы,
Буюк озенбаш богъазы,
Истиля богъазы,
Уч хош,
Ускулю хая, Ускюлю ер,
Комюрлик,
Бала хая (в селе Ай-Василь)
Хызыл хая (в селе Ай-Василь)
Ай Петр
Ставр хая (Ставри хая),
Учан су,
Али Паша — местность на яйле,
Бодене хыр — местность на яйле,
Эндек — «текне вар эди, айван су ичер эди»,
Алонья,
Сапана,
Сулюклю голь – озеро с пиявками,
Гальдича (Гайдича) голь,
Давутлар-багъча,
Варда-багъча – там сейчас автостанция, а раньше были сады семьи Энвера-агъа,
Люка хая,
Ханлы дере,
Кичик Кабопул,
Буюк Кабопул,
Джады бурун,
Монастыр хоба – большая пещера,
Бабу чохрах.

Праздники в Дерекое

На Йылбаш-байрам дети собирались и кричали колядку:

«Каланда, каланда,
Алпах, ялпах,
Башна кийис халпах»

Хыдырлез-байрам проводили ранее 22 апреля (сейчас – в начале мая), читали молитвы, готовили пищу (специально для этого резали скотину). Жители Дерекоя и Ай-Василя собирались вместе. Читали молитвы, чтобы пошёл дождь. В этот день музыку не играли и не танцевали, как делают это сейчас. «А сейчас музыка играет, люди танцуют, поэтому никакой пользы от праздника нет» – говорит Энвер-агъа.

Домашние животные

В Дерекое держали в основном овец породы «Малич хой» – она могла жить в каменистой местности («ташлы ерде яшай»).

Всех овец съели во время войны и после выселения крымскотатарского народа из Крыма. Во время оккупации Крыма фашистами все колхозные отары овец отдали партизанам.

Ослов в Дерекое почти не было.

Детские игры

«Маймун айляндырмах» – игра с плетью
«Хушах оюны» – игра в ладошки
«Бешташ оюны»
«Козь байлямах»

Беседа состоялась 13.09.2010 г. Запись можно послушать здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=nwB3U6NjEaI

Источник

(публикуется с сокращениями)