Чёрно-белые и цветные воспоминания

Ещё несколько месяцев назад история жизни прадеда Одабаши Мамеда, записанная в блокноте со слов къартанам (бабушки), вмещала строки рождения, жизни, и никто не знал, где и каким образом он погиб. Благодаря архивным поискам Эдема Дудакова эту историю теперь можно дописать. К сожалению ничего утешительного архивные записи не показали, оба моих предка погибли от нечеловеческих условий жизни, и место их захоронения – тоже страшное.

Из воспоминаний Уста (Одабаши) Сагиде Мамед кызы

Я часто закрываю глаза и вспоминаю свою жизнь, словно пересматриваю фильмы. Чёрно-белые и цветные. Явления, лица, события.

Самые яркие, сочные картинки – это первые годы жизни, пока не началась война. Я родилась в одном из красивейших сел Крыма – Ускут (Приветное). Деревня, расположенная между горами, богатая садами и расстилающими по всей долине виноградниками, находилась у моря. Моя семья: бабам (отец) Мамед, анам (мама) Ребише, старший, любимый брат Ибраим, всегда защищающий от местных мальчишек, старшая сестра Суваде, младший брат Садых. Бабам работал, анам занималась домашним хозяйством. Однажды в школе меня обидел местный мальчишка-старшеклассник и я пожаловалась старшему брату. Состоялся мужской разговор. Спустя пару десятилетий обидевший меня мальчишка Уста Иззет стал моим мужем.

Чёрно-белые кадры. Началась война. Ибраим учился в Севастополе. Бабам собрал все деньги, которые были в доме, и поехал за сыном. Оплатил дорогу домой сокурсникам сына, все они вернулись домой. Вскоре Ибраима призвали в трудармию (как потом стало известно, трудовая армия 1942—1946 годов— это система принудительной трудовой повинности населения, призываемого в организованные по военному образцу трудовые организации в связи с особым периодом). На фоне тяжелого труда и недоедания брат погиб, но официального подтверждения семья не получила.

Крым оккупировали фашисты… Я помню, как анам пела песни. У неё был очень красивый голос. Напевая лирические народные песни, она постоянно лила слезы, оплакивая судьбу своего первенца. Бабам ушёл в партизанский отряд. В одном из боёв, попав в окружение, очутился в концлагере «Красный». В концлагере убили немецкого офицера. Бабам попал в число подлежащих расстрелу, но сумел сбежать и три дня просидел в сточной канаве. Затем трое суток добирался до родной деревни и у самого села был схвачен румынскими солдатами.

Помню, анам подозвала меня к себе и попросила пойти в комендатуру, расплакаться и попросить, чтобы отца отпустили. Я, конечно, готова была исполнить просьбу, но увидев перед собой худого, измождённого, с длинными волосами и бородой мужчину, не признала в нём родного человека и, расплакавшись, убежала. Староста села упросил румын, господствовавших в комендатуре, отпустить отца, но через месяц его вновь забрали и, погрузив в вагон, отправили в Германию на принудительные работы.

В апреле 1944 года Крым освободили от фашистов. В мае 1944-го нашу семью депортировали в Узбекистан. Проведя 17 дней в душных, переполненных вагонах, семья Одабаши прибыла в совхоз Пятилетка Ташкентской области. Я помню, что был поздний вечер. Всех собрали на большой площади, возле которой находились бараки (позже мы узнали, что в них жили заключенные). От отчаяния, бессилия и страха анам запела песню «Сабанын ширин вакъты». Комендант грубо выкрикнул, чтобы поющая женщина вышла из толпы. Вокруг стоящие соотечественники пытались остановить Ребише, но она продолжала петь. Мы ожидали наказания, но нам, наоборот, предоставили комнату в бараке с лучшими (насколько можно употребить это слово) условиями проживания. Не выдержав всех потрясений, анам умерла в январе 1945 года.

(Из архива)

СПИСОК Прибывших крымских татар в 1944 году во второе отделение с/х 5-летие УзССР и умерших от невыносимых условий в течении года со времени прибытия Ф.И.О. Возраст Родственное отношение Причина смерти: от болезней и голода Одабаш Ребише 39 лет мать умерла.

С похоронами помог один парень, осетин по национальности. Однажды, гуляя по местному рынку, я увидела со спины парня, очень похожего на Ибраима. Громко крикнула имя, парень обернулся… Мы подружились, и он помогал нашей семье. После смерти анам меня с младшим братом определили в детский дом.

Окончив школу, работала. Вышла замуж и родила 5 детей. Двоих сыновей назвала в честь отца и брата – Мамед и Ибраим. Потом было возвращение в Крым. Нам посчастливилось вернуться одними из первых в 1968 году. На родной земле нас ожидали только трудности: борьба за права крымских татар, арест мужа и непрерывная работа…

Уста (Одабаши) Сагиде умерла 30 ноября 2016 года. Теперь я, правнучка Одабаши Мамеда, знаю, что он умер в Германии 24 июля 1944 года и похоронен на кладбище в Нижней Саксонии города Алексисдорф. Несколько дней я часами вычитывала в интернете всё, что можно было найти об истории концлагеря. Прадед, который родился в красивейшем месте крымского полуострова, умер от голода и холода в болотистых полях Алексисдорфа.

Алексисдорф – небольшой немецкий посёлок в федеральной земле Нижняя Саксония в Германии. Сейчас там находится музей, объединённый внешней экспозицией с маленьким локомотивом, «качающимися» вагонетками и огороженными платформами, с которыми работали и на которых перевозились заключённые.

За деревней расположено кладбище заключённых. Захоронения на нем производились с 1943 года. До этого умерших хоронили на кладбище лагеря Далум (сегодня там мемориальное кладбище). В настоящее время эта деревня на особом положении – существует указ, запрещающий любое строительство и расширение деревни. Что же касается кладбища для военнопленных, то указ гарантирует, что это место будет существовать всегда. К кладбищу ведёт тропинка в лесу, посаженному после войны. Этот лес считается заповедным – в нём нельзя даже поднимать упавшие ветки деревьев. Это было единственное незаболоченное место, поэтому его выделили под захоронения.

Дорог в то время в округе не было всё по той же причине – из-за болот. Поэтому везде была построена узкоколейная железная дорога, по которой всё возили на маленьком поезде. В том числе и трупы. Индивидуальных захоронений не было, в одной яме хоронили сразу всех, кого привозили. Режим содержания и охраны военнопленных постоянно ужесточался. Пленные получали обычную лагерную баланду и хлеб с большим количеством примесей. Ни о каком медицинском обслуживании и говорить не приходилось.

Аллах рахмет эйлесин…

Лейля Ашик

Источник

(на фото: макет лагеря в Алексисдорфе)