Что делает всех нас крымскими татарами?

«Перестаёт ли этнический крымский татарин быть тем самым крымским татарином, если меняет вероисповедание: христианином, буддистом, даосистом и т. д?» Я подвёл итоги своего опроса в Фейсбуке: 56% – да, перестаёт. 44% – нет, не перестаёт. 232 участника.

Глобальный вопрос, как показала практика, волнующий крымских татар, был разделен на категоричные «да» и «нет». Конечно, это не моя прихоть, а ограничение Фейсбука: именно он предлагает дать два чётких ответа. Если бы в этом опросе было 10, а то и 20 различных вариантов ответов, то вся масса голосующих разбилась бы на маленькие группки крымских татар с гордым знаменем «настоящий къырымлы, а не вот эти все». Мы – как море: посмотришь издалека – синее и безмятежное, а стоит погрузиться, так тебе тут и катраны, и сероводород, и ржавая баржа.

Как так получается, что мы все время хотим зацепиться за одну навязчивую идею, размахивая ею, как знаменем? И, что самое страшное, пока мы машем этим флагом, уши и глаза наши закрыты. Что хочет сказать соотечественник, какой он, чем и как живет. Разве нас в массе это волнует? Всё сводится к тому, что каждый на своей кухне втирает свою политику партии: эти такие, эти сякие, один я – в пенсне.

Зададим себе вопрос, что характеризует крымского татарина? Язык (+диалекты), Ислам, бытовые обряды, кухня, ремесло, территория. Задумайтесь, если на каждый отсутствующий пункт мы категорично скажем, что ОН – НЕ КРЫМСКИЙ ТАТАРИН, сколько человек чистокровных останется? Не делаешь намаз? Не говоришь на родном языке? Не готовишь чебуреки? Не живешь в Крыму? Не пользуешься джезве? Кто ты? Кто ты без одного пункта?

Если сегодня ты не ходишь на джума-намаз, значит, ты не крымский татарин? А Вася, который пришёл, стал им? Или тот же Вася, который ест чебуреки, или живёт в Крыму?

«Крымский татарин» – это что-то поглубже будет, и первое, что нас по-настоящему роднит – это кровное родство. Мы – прямые потомки одной группы. Эта группа говорит на крымскотатарском языке: каждый услышан, все могут понять и быть понятыми. Далее – ислам, который не по нашей вине в годы коммунизма сильно ослаб, но является безусловной частью нашего этноса. Правильно многие высказывались, что именно ислам повлиял на быт и облик къырымлы. Наша самобытная кухня, наш резкий къаве каждому гостю, общее гостеприимство – тоже неотъемлемая часть нашего народа. Джемаат, мы состоим из этих частей. Все мы.

Считаю так, что работа над каждым пунктом, каждой частью, характеризующей нас, как къырымлы – персональная ответственность каждого. Это всё связано с уровнем самосознания. Вот вы задавайте себе вопрос, я – крымский татарин или кто?

Глобальная задача, решение которой лежит на плечах всего народа в целом – сохранить и возродить язык. Всё-таки – это наша основа основ. Система распознавания «свой-чужой». Уникальный код, который передаёт мудрость веков через пословицы, поговорки, сказки и прочее. Именно язык объединяет всех и вся. Соблюдаешь или сомневаешься, живёшь в Крыму или нет, веган или «щиберекман» – общий наш базис: ЯЗЫК. Потеряв свой родной язык, ты навсегда перестаёшь быть крымским татарином.

Дилявер Алимов

Источник

Фото: NurPhoto/Getty Images