Алушта. Воспоминания Эсмы Сейдаметовой

Мне посчастливилось дважды пообщаться с Эсмой-буюкана. Она была в полной памяти и складывалось впечатление, что общаешься со своим сверстником, а не с пожилым человеком. Эсма—буюкана обладала прекрасным чувством юмора. 

Эсма-буюкана родилась в Алуште в 1918 г. Семья была одной из самых зажиточных в городе. Дед имел 3 магазина, сады, множество скота. Революция всё изменила. Теперь преследовали богатых, а бедные были в почёте.

Отца Эсмы-буюкана звали Аджи Али Сейдамет, мать – Айше. У Эсмы-буюкана было ещё 3 сестры – Эмине, Зоре и Ульвие (она умерла ещё маленькой).

В 5 лет отец купил дочерям пианино. Это вызвало смех у соседей – в то время быть музыкантом, да ещё и девушке, было неприлично.

После окончания школы Эсма-буюкана поехала в Симферополь, где училась в музыкальном училище – ей преподавал Яя Шерфединов. Она лично знала композитора Ильяса Бахшиша и всех артистов крымскотатарского театра того времени – Сару Байкину, Сервера Джетере, Сание Налбантову. Затем Эсма-буюкана училась в консерватории в Москве.

В свои 93 года Эсма-буюкана сыграла на фортепиано «Алуштадан эскен еллер» и «Татар вальс» («Эр ким север, эр ким юрер яхшы дюньяда»).

Эсма-буюкана была свидетельницей землетрясения 1927 г. Видела разрушение домов, суету отдыхающих, которые в срочном порядке уезжали с ЮБК.

В конце 1930-х начались репрессии. Отца Али в 1939-м выслали на Дальний Восток, хотя он думал, что его расстреляют. В Алуште тогда репрессировали всех самых видных людей – моего прадеда Баирова Мемета, Барындых Мустафу, Бербера Мемета. Канаров Мустафа (прокурор Алушты) был женат на одной из сестер Эсмы-буюкана – его тоже репрессировали в 1937-м.

Затем грянула война. Эсма-буюкана потеряла своего мужа – рыбака Чомай Османа. Он оказался заложником у фашистов, которые за смерть одного своего солдата убивали 25 местных жителей. Осману было всего 25 лет. Эсма-буюкана рассказала о массовых убийствах возле горы Кастель (около 50-60 человек). Среди расстрелянных была и Патыр Эмине (её муж был партизаном).

Во время оккупации некоторым жителям Алушты вернули их бывшие владения, но сады, принадлежащие роду Аджи Али Сейдаметова, не возвратили. Вместо этого, фашисты отправили Эсму-буюкана на принудительные работы в Феодосию на железнодорожный вокзал. Там людям пришлось работать без питания целую неделю. Затем дали колбасу сомнительного качества, от которой 17 человек с отравлением попали в больницу.

Депортация

В тот день никто даже не почувствовал, что будут выселять. Все были уверены, что с приходом советской армии будет всё спокойно. В тот день Эсма-буюкана убиралась по дому. В час ночи разбудили солдаты. Сказали взять самое ценное и выходить через 10 минут. Все начали кричать, будить и искать друг друга. Оделись и вышли, взяв с собой только мешочек с миндалём («бадем»). Люди думали, что их расстреляют, как евреев.

Дома остались любимое пианино, мебель, комод, диван, посуда, ковры, сундук («сандых»), Коран, книги, фотографии, запасы еды. Во дворе был сад, домашний скот.

В пути люди умирали. Все завшивели («битледилер»). Когда поезд останавливался на полчаса, пытались приготовить пищу.

Попали в Беговат – пробыли там неделю. Потом нашли своих репрессированных родственников в Янгиюле. Там Эсма-буюкана встретила своего репрессированного отца, который после заключения с Дальнего Востока поехал в Узбекистан искать своих раскулаченных братьев. Жили они вместе, но спустя два года отец заболел и умер.

Об Алуште

Эсма-буюкана хорошо ориентировалась в Алуште и, конечно же, знала микротопонимику города – Тикташ, Имам-Байиры, Стайде хыр, Певда, Тикенли Хыр, Хара бурун, Тар богъаз, Хоч Али багълары.

Она вспомнила такие роды алуштинцев: Катяр, Оджосман, Бекирбай, Патапат, Бонкур, Джинтарай, Топуз, Джанайляр (хотя они Корбеклинские), Баир, Бекташ, Кашка, Балич, Кара.

Клички («лагъаб») алуштинцев – Чебурек-аях, Чижик, Фильджан-гозь, Долухурсах.

Эсма-буюкана вспомнила, что напротив современной бани в Алуште располагался общественный кран («чешме») под названием Кашка Яя чешмеси.

Районы («мааллелер») Алушты: Пошанах, Сырт, Ашары, Юхары, Поповка.

Реки Алушты : Камазова (там находились сады деда Эсмы-буюкана), Буюк-Озен (у основания называлась Озенбаш).

В источнике Савлух-Су была чистая горная вода, она имела лечебный эффект. Наш народ возил туда больных для лечения.

Традиции и праздники

На Йылбаш-геджеси дети собирались и ходили от двора к двору и произносили:

Джомал джомал джалпах,
Башна кийис халпах,
Ишанмасан чых да бах,
Табандары ялпах.

Вергенине яхшы огълан олсун, вермегенине таз баш олсун.

Хозяева дома выходили и давали сладости, сухофруты, орехи.

Эсма-буюкана рассказала о праздниках Дервиза и Хыдырлез, которые каждый год отмечали на азизе Девлетли-Баба, что возле Корбека. В то время праздновали с размахом – со всей округи и из разных сел съезжались люди. Это был самый почитаемый азиз.

Девлетли-Баба посещали каждый год. Люди старшего возраста – Голова Мухтерем, Хуртали-харбаба, Чалбаш Сетхали (все впоследствии были раскулачены) организовывали встречи, молились, готовили пиляв.

Могила Девлетли-Баба находилась в длинном домике. Каждый день сторож охранял её, а один старик жил рядом и каждый день носил воду святому, менял её – для этого там был свой кувшин и леген. Причём вода каждый день куда-то исчезала. Рядом с домиком находился круглый камень с отверстием, куда кидали деньги.

Старшие учили, как правильно входить в домик. Это надо было делать лицом вперёд, но выходить нужно было уже спиной назад по отношению ко входу, т. е. поворачиваться было нельзя. Внутри домика находился трёхметровый зеленый табут, в углу стояла тарелка с серой для лечения. Люди читали молитвы. Музыки и танцев не было, как сейчас. Рядом находился кипарис, на который завязывали узелки с надеждой на выздоровление.

Что интересно, голова святого находилась в одном месте, а тело – в другом. Их месторасположения были известны.

С этим азизом связана легенда. Она рассказывает о великане-борце с неверными, который в неравном бою пал смертью храбрых. Святой после боя ещё оставался жив, взял в руки свою голову и пришёл на то место, которое сейчас называется азизом Девлет-Баба.

Азизы были также в самой Алуште (в Стахеевском парке, возле пансионата «Металлисты») и в селе Шума (азиз Тузджу Смаила).

* * *

После возвращения в Крым в 1990-х Эсма-буюкана нашла свой дом в Алуште – там жило 5 семей квартирантов. Она до последнего дня хотела жить в Алуште, стояла в очереди на квартиру, но так ничего и не получила. Похоронена Эсма-буюкана в степях Белогорского района… Аллаh рахмет эйлесин!

Беседы состоялись 28 ноября 2010 г. и 8 января 2011 г. в селе Долиновка Белогорского района

Гирей Баиров

Источник (публикуется с сокращениями)