Алушта. Воспоминания Амета Бекирбаева

В селе Червоное мне удалось пообщаться с уроженцем Алушты Аметом-агъа Бекирбаевым и его женой Лютфие Абдураман-бай, уроженкой села Улу-Узень.

Амет-агъа родился в 1925 г. в Алуште на ул. Кооперативная (потом переименовали в ул. Папанина) – это квартал Юхары маале, дом находился возле Юхары джами. Рядом находился дом рода Кашка, которые приходились родственниками Бекирбаевым. В доме рода Кашка сейчас располагается музыкальная школа. Рядом находилась милиция.

Отца Амета-агъа звали Эреджеп Бекирбай, деда по отцовской линии – Бекир. Мать Амета-агъа – Эдие из рода Такор.

У Эреджепа и Эдие было трое детей. Дочь Мелиха (умерла в Мелитополе), сын Амет, младший сын Сеитхали (на 10 лет младше Амета-агъа, живет в Мелитополе).

До революции, в основном, богатые женились на богатых. Семьи Такор и Бекирбай были богатыми. Но в советское время у богатых всё забрали, и все стали бедными.

Отец Эреджеп работал садовником в колхозе, времени не было поднять голову. Их семью не раскулачили.

В 1937 г. отца Амета-агъа – Эреджепа Бекирбая арестовали. Амет-агъа причину ареста отца до сих пор не знает. Больше он своего отца не видел. В Алуште в те годы забрали и моего прадеда Баирова Мемета, Бербер Мемета, Джемиль Якуба и других. Это были годы большого сталинского террора. Наркомом внутренних дел СССР был Ежов. Тогда тройки суды обвиняли людей за отдельные высказывания, недовольство советской властью, за происхождение, были и надуманные причины.

Об Алуште

Названия кварталов Алушты:

– Пошанах маале. По словам Амета-агъа, если улицы смешивались в одном месте, то говорили «пошанах». В каждом квартале были свои названия улиц. Уже прошло 70 лет с тех пор и многое забылось.

– Сырт маале

– Поповка. Амет-агъа ходил в лес в сторону Поповки, в сторону Ай-йори, Бабугъан-яйля.

– Юхары джами маале

– Ашары джами маале

– Тик таш маале

Через Алушту протекало 3 реки: Улуозен (течёт из Корбека), Темирчи озени (протекала возле местности Шеитлер) и ещё одна (Амет-агъа её название не вспомнил).

В Алуште были общественные краны, фонтаны:

– Ашары кешме, там всегда была чистая вода, ранее ухаживали и чистили родники, сейчас родник не работает.

– Кашка кешме – кран рода Кашка

– Юхары джами кешмеси – фонтан возле верхней мечети. В Алуште были проблемы с водой, особенно для тех, кто жил в верхнем квартале. Если работал насос водопровода, то вода поднималась наверх.

Название местностей в Алуште:

– Шеитлер

– Поповка

–Стайде

– Певда

– Харабурун

– Тикенли хыр

– Штекер багъы – владения помещика немца Штекера

– Сарабан — владения помещика караима Сарибана

– Азиз багъча – сад возле святых мест в Корбеке, на Хыдырлез-байрам ходили в село Корбек к святым местам, там много людей собиралось.

У деда Амет агъа было много земель, поэтому к его имени добавили бай – богач Бекир-бай. В годы революции их не тронули, только забрали все земли в период коллективизации. Амет-агъа говорит, что и потом они продолжали ходить на свои земли и собирали урожай – в период с 1930-х до 1944 г. У них был огромный персиковый сад (шефтали багъчасы) по руслу реки Улу Озен.

В Алуште было 2 мечети джами. Ашаа джами разрушили ещё в 1930-х годах. Возле джами было чешме с родниковой водой, ныне родник засох. Осталась только Юхары джами, её тоже хотели разрушить, но потом там сделали клуб. Разрушать минарет Юхары джами было опасно, потому что рядом было много жилых домов. Видимо, его разрушили уже после выселения нашего народа из Крыма.

Мусульманские кладбища находились в Ашаа маале возле ашаа джами. Самое крупное и действующее мусульманское кладбище до 1944 г. было возле квартала Поповка. В Сырт-маале было несколько мусульманских захоронений, в основном, там было русское кладбище. После выселения нашего народа из Крыма все мусульманские кладбища разрушили, оставив русское. На месте мусульманских кладбищ построили автовокзал, троллейбусную станцию, остановку.

Амет-агъа сначала учился в национальной школе с 1 по 5 класс, школа находилась позади церкви. Это была двухэтажная школа. Потом продолжил учёбу в ШКМ (школе комсомольской молодёжи), сейчас здание этой школы находится рядом с ул. Горького.

Война. 1941-1944 г.

Амет-агъа удалось избежать отправки в Германию на принудительные работы. Но после освобождения Крыма от фашистов уже советские власти забрали Амета-агъа, как и всех мужчин-крымских татар, в трудовую армию. Это было сделано для того, чтобы облегчить властям выселение нашего народа из Крыма.

Вся партийная номенклатура Алушты в 1941 г. либо эвакуировалась, либо ушла в горы и партизанила, либо была в подполье. Например, известный разведчик и партизан Ибраим Аметов (алуштинцам более известен как Балдыр Ибраим) до войны был бригадиром в колхозе, а в годы до революции работал по найму (ыргат иши).

За участие в партизанском движении Крыма фашисты уничтожили всю семью Ибраима Аметова – жену и детей. А его самого, как и весь крымскотатарский народ, несмотря на то, что он воевал против фашистов и потерял всю семья, выселили 18 мая 1944 г. из Крыма. Уже там, в местах спецпоселений, Ибраим Аметов женился во второй раз, жену звали Хатидже.

Сеитхалил Аппазов (Бохчи Аппазнын огълу) – сжёг театр, заполненный фашистами, к сожалению, и сам сгорел в огне.

Фашисты после прихода на оккупированную территорию создали удобные для себя органы власти. Крымским татарам позволили избрать главу мусульманского комитета – им стал Аппаз Гжик (по одним данным, он работал извозчиком – арабаджи). В комитет входили поэт Ибраим Бахшиш, богатый человек Усеин Фурунджи (эту информацию нужно подтвердить). Сеитмемет Чёрман стал начальником полиции. Он был дальним родственником Амета-агъа, но они близко не общались.

Быт и традиции

Жена Амета-агъа – Лютфие Абдураман (Аптраман)-бай родилась в 1925 г. в селе Улу-Узень в квартале Таш-огю. Лютфие-апте вспомнила квартал Харши маале в селе Улу-Узень, местность Мал-ичи, яйля.

Зимой дети в Улу-Узене собирались и колядовали, кричали: «Каланда курта каркалича». На Хыдырлез-байрам красили яйца. В этот день выходили на зеленую поляну возле кладбища.

Амет-агъа вспомнил как колядовали в Алуште:

Джамал, джамал, джалпах,
Башна кийис халпах».

В Алуште не красили яйца. Один раз мать Амета-агъа покрасила яйца, но отец заставил выбросить все крашенные яйца и сказал: «Магъа явурларын шейи керекмей, котер ат».

В 1927 г. в Крыму было сильное землетрясение. Дом Амета-агъа после землетрясения не пострадал, но люди боялись заходить внутрь и определенное время жили в саду. Что интересно, двери всегда были открытыми у алуштинцев – никто не воровал. Когда в Крым пришли румыны, их офицеры удивлялись, почему у нас не закрывают двери на ключ, когда уходят из дому.

Выселение. 18 мая 1944 г.

Всех мужчин-алуштинцев из числа крымских татар за месяц до 18 мая 1944 г. собрали и отправили в трудовую армию. Амет-агъа также среди них попал в город Рыбинск, что на реке Волге. Там заставили строить мост. Не успели они достроить мост, как пришла новость, что весь крымскотатарский народа выселили из Крыма, в основном, в Среднюю Азию. Мужчины стали возмущаться – их всех отправили в места ссылки, искать своих родных. Амет-агъа и ещё несколько ребят на свой страх и риск поехали в Алушту, походили по базару, но нашего народа там уже не было. Это был смелый шаг. В то время их могли арестовать и посадить в тюрьму. А некоторых офицеров-крымских татар, которые после победы над фашистами, вернулись в Крым и пытались выяснить причину выселения их семей, вообще расстреляли. А как бы поступили вы, находясь в расцвете сил и узнав, как издевались над вашей семьёй?

Свою мать Амет-агъа нашёл выселенной в Самаркандской области, в Булунгуре, во втором отделении совхоза. К счастью, в их семье никто не умер в местах ссылки.

Амет-агъа работал на винзаводе. После перебрался в Самарканд, где построил дом в районе «Чёрная дорога» – дома там строили без разрешения властей.

С Лютфие-апте они поженились в 1948 г., работали в одном месте.

Долгое время Амет-агъа работал плотником (дюльгер уста). Этому мастерству его научили ещё в Алуште. Его учителем был Асан-агъа, учил его делать окна и двери.

Вернулся в Крым Амет-агъа с семьёй в 1988 г. В то время в Алушту крымских татар не пускали, людей не прописывали. Они вместе с сыном Рефатом искали жилье и в Алуште, и в Симферополе, в конечном итоге закрепились в Сакском районе.

Беседа состоялась 19.03. 2011 г. Её запись можно послушать здесь:

Источник (публикуется с сокращениями)