Ай Василь: Воспоминания Османа Асана Мурата

Каждый год я выходил на траурные мероприятия 18 мая на площадь Ленина в Симферополе, посвященные скорбной дате выселения крымскотатарского народа из Крыма. В 2011 году в этот день я увидел на площади бодрого голубоглазого старожила с медалями ветерана Великой Отечественной войны на груди. Подошёл, поздоровался и попросил отойти в сторонку, чтобы взять интервью.

Старожила звали Осман ака. Мы с ним общались в течение часа. Осман ака каждый год приезжал на траурные мероприятия в Симферополь из Черноморского района Крыма, хотя сам родом из села Ай Василь (на нашем языке село называют Ай Васыл), сейчас это микрорайон Ялты. Осман ака прожил нелёгкую жизнь, но, несмотря на возраст, сохранил бодрость духа, хорошую память. Представляю вашему вниманию его жизненный путь.

Осман Асан Мурат огълу родился 6 мая 1926 г. в селе Ай Василь Ялтинского региона в квартале Юхары маале. «Как родился, начались одни мучения» — говорит Осман ака.

Отца Осман ака звали Мурат, мать — Хатидже, деда — Асан. Хатидже была родом из Аутки, там же жила тётя (тизе) Осман ака.

Отца как кулака выслали на Урал вместе с тремя сестрами (тата). Отец и мать жили раздельно, возможно, развелись, чтобы вся семья не попала на Урал.

Бабушка со стороны отца жила в Дерекое. Отец смог вернуться с Урала, жил в Дерекое, на Ай Петри смотрел овец. Он умер накануне войны на руках дочери. Мать Османа ака вместе со своими детьми, а их было шестеро, и братом (дядей — дайи Осман ака) жила в Ай Василе. Она работала поваром в санатории «Красный крест», каждый день вставала в 4 часа утра, вечером приходила уставшая.

На следующий год после рождения Османа в 1927 г. в Ялте было сильное землетрясение, которое принесло городу разрушения, а людям – много страданий, так как некоторое время населению пришлось жить в палатках под открытым небом.

Осман ака, как и другие старожилы Южного берега Крыма, знает и слышал от старших легенду, что наш мир (планета) держится на рогах быка. По поверьям землетрясение начинается тогда, когда бык перекатывает планету с одного рога на другой («бир бойнуздан бир бойнуза авуштура экен»).

В 1932 – 1936 гг. в Крыму господствовал голод, когда за кусок хлеба могли убить. Осман закончил только 3 класса школы, больше не учился, так как в семье было ещё 5 детей. Мать Османа ака поднимала семью одна. Жили на паёк, который давали матери по месту работы на всю семью. Осман можно сказать босым и голым ходил в школу в селе Ай Васыл. Учителями в школе были Эмирусеин оджа, Сание оджа, Бекир оджа.

Семья держала домашний скот (коз), а Осман их пас. Один раз сосед по Ай Василю Домбай Ибраим предложил ему одно лето провести на яйле на Ай Петри. Ибраим Домбай был чабаном, обещал кормить Османа, если тот будет помогать пасти овец (хой бахмах). Так одно лето Осман провёл на яйле. На Ай Петри были кошары (хош) — стоянки для овец и коров (туварчы хошлар). На этой яйле ещё пасли овец чабаны из сёл балаклавского региона и села Озенбаш.

Осман видел, как работают чабаны. Нужно было хорошо знать местность, места для пастбища и водопоя. На яйле были скопления воды достаточно больших размеров под названием беш текне – водопой для животных. Каждый день нужно было доить овец и переработать молоко. Ягнят (хозу) держали отдельно от маток. Овец доили и молоко наливали в казаны, потом кипятили. На поверхности из жирного овечьего молока получались сливки (хаймах) в палец толщиной. Сливки аккуратно вырезали ножом по краю казана, потом с помощью скалки (хулов) доставали из молока на стол, слоили, могли посыпать сахаром, складывали в емкости, потом выдавали односельчанам в зависимости от того, сколько у кого было овец. Чабаны сами перерабатывали молоко, делали молочные продукты (сливки, катык, брынзу – пенир) и привозили в село. У людей не было транспорта, чтобы самостоятельно ездить на Ай Петри.

Осман видел, как чабаны готовят себе пищу. Например, Чобан аш – для этого натирали кусочки хлеба чесноком, отдельно жарили лук, заливали водой и ели вместе с катыком (отмек хурутурди, согъанарди, хайнагъан сув тёкерди, хатыхнен берабер ашарди). Чабаны любили жарить мясо на углях и делали кебаб (чобан кебабы). Также они себе умели печь хлеб и лепешки (пите).

1941-1944 гг. Война и оккупация Крыма фашистами

«Работы не было, соответственно, не было денег, на которые можно было бы купить продукты, — вспоминает Осман ака. – Ходили в лес, собирали сухие ветки, потом продавали как дрова в Ялте. Также ходили через яйлю в степную часть Крыма – менять вещи на продукты».

Однажды Осман (ему было 16 лет) вместе со старшим братом (ему было 18) и ещё одним парнем, русским по национальности, пошли в село Озенбаш менять вещи на продукты. Уже возвращались обратно в Ялту домой и прошли полпути, как им навстречу вышли партизаны. Среди них был Сеитбекир (разведчик и комиссар). Партизаны спросили, у кого есть газеты? Оказывается, по поручению матери старший брат должен был оставить газеты в обозначенном месте под камнем возле маяка для партизан. На яйле зимой было опасно ходить, можно было потеряться в бурю и снег, а маяк был ориентиром.

Брат положил газету в обозначенном месте, но русский парень, который был с ними и ходил менять вещи на продукты, увидел это и доложил полицаям. Кстати, в Ялте бургомистром был бывший полковник Красной армии Мальцев.

Через некоторое время пришли 12 фашистов (полицейские и добровольцы) и спросили:

— Это дом Мурат Асана?
-Да — ответили хозяева дома
— Где его сын? — спросили фашисты
— Сын ушёл в Украину вещи менять, — ответили снова.

Был среди фашистов и доброволец из села Саватка Балаклавского района (сын Урие апте). Так вот, он сказал матери Османа Хатче апа: «Скажи сыну, пусть из Крыма уйдёт, а то его поймают и повесят».

Брат как раз был в Саках в это время, когда он возвращался домой, его в Массандре узнали по фото и поймали. Это увидела соседка Земине и сообщила родным. Брат пытался скрыться, его ранили и по слухам – убили. Семья его искала, но так и не нашла.

Советская армия освободила Ялту от фашистов 16 апреля 1944 г. А 23 апреля 1944 г. Осману исполнилось 18 лет и его призвали в Красную армию. Осман ака – участник Великой Отечественной войны, принимал участие в боях за освобождение Польши и Венгрии, поэтому его не было в Ай Василе во время выселении нашего народа из Крыма.

После демобилизации Осман поехал искать родных в места ссылки. Он узнал, что его матери и сестер, кроме одной, уже нет в живых. Они попали в Самаркандскую область, Узбекской ССР, в колхоз им. Куйбышева, что возле посёлка Митан, в 33 км от станции Каттакурган.

Осман, будучи ветераном войны, и сам попал под режим спецпоселения, который длился до 1956 г. и не мог передвигаться по району и продолжить поиск сестренки, оставшейся в живых.

Сестренке Наджие было 12-13 лет, когда её удочерил (эвлятлыха алды) председатель колхоза-миллионера, узбек по национальности. Сестренке повезло, она осталась жива, в отличие от других родных сестёр и тысяч других детей крымских татар, которые массово погибали в первые годы в местах ссылки.

Председатель колхоза пожалел ребенка, сказав, что это мусульманский ребенок. За это сестренка должна была выйти замуж за племянника председателя колхоза. У председателя колхоза один брат воевал на войне и там умер, а другой был прокурором в Самарканде.

Осман жил в Ташкенте, там работал и женился на дочери Айше Гемиджи, односельчанке из Дерекоя, как и подобает нашим традициям.

Как-то ему сообщили, что сестричка Наджие его ищет. Приехал в Ташкент на конференцию один узбек-депутат, разыскал Османа и сообщил, что он муж его сестренки. Оказывается, Наджие сказала мужу: если не найдешь брата, можешь не приезжать. Муж попросил дядю-прокурора взять пропуск в комендатуре для встречи брата с сестрой, и только после этого они смогли встретиться.

Возвращение

Когда встал вопрос о возвращении в Крым, Осман сразу включился в ряды национального движения — собирал деньги на поездки активистов в Москву и сам ездил туда.

В 1968 г. Осман ака один из первых вернулся в Крым, жил в селе Танковое, но не прописали. Вынужден был снова вернуться обратно в Ташкент.

У него был знакомый председатель сельсовета узбек по имени Сабри ака. Тогда в местах высылки по вербовке набирали крымских татар в Крым. Осман сказал председателю, что хочет в Крым уезжать. Но по вербовке уже была очередь в 80 человек.

— Меня татары убьют, если ты поедешь без очереди в Крым, — сказал ему председатель сельсовета и посоветовал. — Иди в райисполком, скажи, что от Сабри ака.

Так пошёл Осман к секретарю райкома, ему тоже сообщил, что хочет в Крым по вербовке.

— У нас нет вербовки, — сказал секретарь райкома.
— Тогда на моё заявление поставь подпись, — сказал Осман.
— А что ты едешь, что тебе плохо в Узбекской ССР, или работа сложная? Или зарплата маленькая?

Осман работал в школе трудовиком, а ещё на свадьбах играл на давуле.

Осман ака пошутил и сказал, что лучше секретаря живёт, но ему доктор посоветовал изменить климат.

— «У тебя будут проблемы с сердцем (юрегин хуруды), дети останутся без отца (баларын оксюз халаджах)», – сказал мне доктор, а мне уже 40, это я раньше был молодым, — ответил Осман.

После переезда в Крым местные власти стали мучить семью Османа. Как их только в Крыму не обзывали местные переселенцы: «Враги народа, головорезы, уезжайте из Крыма!».

— «Олюм вар, хайтыш – ёх!» — с таким лозунгом жил и вернулся в Крым Осман ака.

Он сказал своей семье, что назад дороги нет, будем терпеть. Их поселили в 4-м отделении села Новоивановка, Черноморского района, что возле Донузлава, в местечке Дёрт сакъал, в балке. Воды нет, дорог нет, школа за 20 км. Как там жить?

Управляющий колхоза сказал, что в этой глуши нет власти, делайте что хотите. В коровнике работы много, убираем свеклу и вы собирайте, что посадим, то и берите себе.

Дети каждый день преодолевали по 20 км в любую погоду, чтобы добраться до школы, потом уже поселились у знакомых в селе, где была школа.

Везде чинили препятствия. Осман поехал искать правду в Симферополь, в облисполком. Ему там сказали:

— Чем вы недовольны? Дом вам в Крыму дали.
— Но там нет дорог, у меня 6 детей, а школа за 20 км, — сказал Осман.
— А как другие живут? — ответили в исполкоме.
— У других есть мотоциклы, велосипеды, — ответил Осман.

Так и живёт Осман ака, ветеран войны, 42 года в селе Хмелёво (Садыр Багъай) Черноморского района. На стройке работал, перед пенсией устроился на работу, чтобы получать хорошую пенсию. 18 лет возглавлял местный меджлис, организовывал митинги, сейчас участвует в общественной и религиозной жизни общины.

Осман ака, конечно же, пытался выбраться из этой степной глуши в родное село под Ялтой. Обращался к ялтинским активистам и представителям местной власти — Гугу Хатидже, Барабаш Мемету, Шамилю. Нет места ветерану войны в Ай Василе. Ходил в родной дом в Ай Василе, но живущие там переселенцы за порог не пустили.

— Мне 85 лет, — говорит Осман ака,- Теперь не знаю куда ехать, буду ли ещё жить или нет – не знаю.

Сейчас у Осман ака 20 внуков. Одна дочь живёт в Москве, окончила ПТУ, преподавала в Красноперекопске. Но скучно Осман ака в Черноморском районе, там мало южнобережных живёт, не дают старожилу вернуться в родное село.

Многое знает Осман ака, многое ещё хотелось зафиксировать из воспоминаний старожила. Я с ним созванивался, он всегда меня приглашал к себе, но было далеко ехать к нему. А после того, как изменили украинские номера телефонов на российские, связь с ним оборвалась. И даже сейчас не знаю, жив ли он?

Вот так иногда бываешь в глухих сёлах Крыма, читаешь надписи на надмогильных камнях, а там лежат уроженцы южнобережья, раскиданы по всему Крыму.

Воспоминания Османа ака об Ай Василе

Вот, как праздновали зимой новый год в селе Ай Василь в Крыму. Дети колядовали и читали хозяевам домов такую колядку:

«Каланда, каланда, каланда,
Чам терек, меше терек,
Бизге Йылбашлых керек,
Алпах, ялпах, аяхлары ялпах,
Башна кийис халпах,
Инанмасанн чых да бах».

Хозяева выходили и давали детям орехи (джевиз), хурму, сладости, сухофрукты.

Сейчас внуки Осман ака, да и вообще наше поколение не знает, кто мы, не знают свои традиции. «Адамлар бозулды» — говорит Осман ака.

А раньше на праздники танцевали (ойнардик), ходили к старшим целовать руки (хартларын элини опердик).

Со слов Осман ака, в Ай Василе до 1944 г. жило примерно 500 семей. В селе было несколько кварталов:

Юхары маале – верхний квартал,
Орта маале — средний квартал,
Уяны маале – квартал по ту сторону,
Ашаа маале — нижний квартал,
Араба ёл маалеси – квартал в сторону дороги, где проезжали повозки.

В Ай Василе до 1944 г. было 3 мечети. Одна находилась в квартале Юхары маале, другая – в квартале Орта маале, третья – в квартале Уяны маале.

В селе было 3 мусульманских кладбища — в квартале Юхары маале, Уяны маале, Араба ёл маале. Одно кладбище называлось Вильга мезарлыгъы, там собирались на праздник Хыдырлез и проводили национальную борьбу куреш возле оливкового дерева (зейтин диреги).

На Хыдырлез айвасильцы собирались на поляне или в саду, стелили на землю одеяло, брали еду, чай, кофе. Традиции катать хлебец къалакъай, как это делали в степной части Крыма, у них не было.

Название местностей в Ай Василе:
Долосси — там был санаторий,
Красный камень, пройдя через него, выходили на яйлю,
Озенбаш богъазы – перевал в сторону села Озенбаш,
Истиля богъазы — перевал в сторону села Стиля, там были тропинки (ёлчых) на яйле,
Уч хош – три коша (кошары), возле Красного камня и Никита яйля,
Ай Васыл яйлясы — пастбище на яйле над селом, когда идти в сторону села Озенбаш,
Бала хая (Баланын хаясы) — в этой местности Осман смотрел коз, с детьми играли в игру челька (видимо игра челик),
Уч сырым (Сырым) — местность в сторону Красного камня,Гува озени – эту реку использовали для наполнения водохранилища для обеспечения Ялты водой, поэтому эта река в Черное море не впадала.
Гуванын козю (Боссинин гозю) – источник реки Гува принадлежала роду Босси, ключ этой мощной реки находился в горах в лесу возле казармы.
Баланын озени — тёчет в Ялту,

Массандра дагъы – гора над село Массандра,
Мордвинов озени – это река в Дерекое в Ялте, берег забетонирован на 1 км.

Джады бурну – оле сырт вар.

Донгъа дагъы — гора в Ай Василе.
Пляки хая – скала с плоскими камнями

Лапата – это открытая площадка на яйле по пути в сёла в горного Крыма.
Аутка богъазы — проход в сторону водопада Учан су, ресторан Ай петр.

Чатал хая (она же Сиври хая) это же название известной Ай Петри. Назвали Чатал хая, потому что с моря с пароходов она выглядела как рогатина, поэтому назвали чатал.

Кабопул дереси — это ущелье было по дороге в Озенбаш и Истиля богъазы, выходило на яйлю.

Есть даже песня про Кабопул:
«Мен Ялтадан чыханда, сагъ да селямет,Кабоп(к)улын дересинде хопты да хыям (н)ет,
Вар сойлейин анама (арама), ташнен урдылар, эништемнен экимизи бир хабире хойдулар.

В песне поётся про парня, который, выходя из села Стиля, был ограблен и убит в ущелье Кабопул дереси.

По словам Осман ака, там, где находился красный камень над Массандрой, были кольца (алха). Эти кольца служили для пришвартовывания кораблей в давние времена. Говорили, что ранее на этом уровне было море. Сам лично Осман ака их не видел.

Фамилии, прозвища, имена ай-васильцев

Чалбаш Эмирали,
Ибраим Адаманов.
Домбай Ибраим
Танкос,
Чалкозь,
Аппаз ака,
Усеин ака,
Аджы Мамет.

Осман ака играл на давуле на свадьбах, даже после возвращения в Крым в конце 70-х. Он знал тысячи песен, в том числе песни чабанов. Конечно, нужно было записать его весь музыкальный фольклор.

Он знал песни:

«Чахыджы дагъдан энеюр, хорху недир бильмеюр»,
«Авдарыл хая, бас мени, козьлери корьмесин».

Спел песни:

«Дагъдан да энди бир хозу,
Сырма да бурма бойнузы,
Ач, хара козлюм, козюнъни,
Догъды да Чолпан йылдызы».
«Акъяр тюркюси»:
«Ах Акъярдан, вах Акъярдан,
Айдын да достлар бахайых,
Эндиден сонъра яшамлар ёхтур,
…… достлар хайтайых».

И ещё одну песню без названия спел, уникальная южнобережная песня:

Ялы да бою эвлери, аман,
Чекильмиш перделери,
Ичерсинде бир гузель (ханым) вар,
Сюзлю эля козьлери.

Автор статьи Гирей Баиров.
Написал статью 30.12.2016 г.

Беседовал 18 мая 2011 г.

Источник

Запись беседы можно послушать здесь: