Три «живых факела»

1963 год. Вьетнам, Сайгон. Монах Тхить Куанг Дык совершил акт самосожжения в знак протеста против притеснения буддистов во Вьетнаме по религиозному признаку. Монах призвал действующего президента проявить сострадание и равенство к буддистам, потому что притеснения по религиозному признаку дошли до самого апогея: запрет отправления религиозных обрядов, разбойные нападения на буддийских монахов и последователей буддизма, грабёж и уничтожение святынь и пагод с молчаливого согласия властей, приоритет католической церкви, насильственное обращение в католицизм.

Католики, которые были в меньшинстве и к которым принадлежал действующий президент Вьетнама, имели льготы при получении земли, в налогообложении, им разрешалось иметь огнестрельное оружие, а военная и государственная карьера открывала широкие возможности, в то время как буддисты подвергались самой жёсткой дискриминации. Под видом борьбы с коммунизмом президент устраивал бойни в отношении некатолического населения Вьетнама.

Из-за резонансного акта самосожжения мировая общественность была повергнута в глубокое потрясение, что послужило массовой реакции во многих странах мира в поддержку и защиту буддизма. Президент Вьетнама был отстранен от должности и убит, а верующие буддисты получили равные права и недискриминационное правительство.

1978 год. Крым, Донское. Муса Мамут после долгих запретов и уголовных преследований, цель которых была выжить с полуострова крымского татарина и его семью, совершил акт самосожжения. Как известно, в 1944 году всех крымских татар депортировали из Крыма по огульным обвинениям. В 1967 году под давлением международной общественности и национального движения крымских татар, а также авторитетных правозащитников диссидентского движения приказом Президиума ВС СССР крымским татарам разрешено было возвращаться на историческую Родину. Однако это было лишь на бумаге, потому что, прикрываясь режимом прописки (регистрации по месту жительства), правоохранительные органы в Крыму массово депортировали возвращающихся крымских татар. На многих заводили административные и уголовные дела, по которым люди получали реальные сроки и штрафы, не принимали на работу, отказывали в заключении сделок по купли-продажи домов, детей не принимали в школы и вузы. Людей повторно депортировали словно каторжников: ночью под конвоем на грузовых автомобилях вывозили на материк в Херсонскую область либо в Краснодарский край. Крымские татары были словно отверженные парии.

Семья Мусы Мамута не стала исключением. Их не прописывали, не оформляли приобретённый дом в с. Донское, не принимали на работу, угрожали ему и членам семьи физической расправой, заводили уголовные дела и давали сроки. Из-за такой несправедливости не только к себе, но и ко всем крымским татарам, которые повсеместно сталкивались в Крыму с унижением и оскорблением по национальному признаку, Муса Мамут, протестуя против скотского отношения, совершил акт самосожжения.

Данный инцидент стал также широко известен за пределами Крыма и СССР. О бесчеловечном отношении к проблемам крымскотатарского народа, его возвращении в Крым и снятии огульных обвинений говорили с высоких трибун ООН, принуждая руководство СССР принять действенные меры по восстановлению прав коренного народа. Через много лет крымские татары вернулись в Крым, а СССР не пережил перестройку.

2019 год. Россия, Удмуртия, Ижевск. Научный и общественный деятель Альберт Разин совершил акт самосожжения возле парламента Удмуртии. Он требовал от правительства Удмуртии создать условия для сохранения и развития удмуртского языка, который оказался на грани исчезновения.

В связи с изменениями, принятыми в 2018 году в законодательстве РФ в части добровольности изучения родных языков народов России, предметная область “родной язык и родная литература” оказалась в зыбком положении. Если русский и иностранный язык родители не выбирают в школе, так как эти предметы являются обязательными, то родной язык выбирается и изучается исключительно по заявлениям родителей ребенка. В то же время некоторые недобросовестные представители администраций школ (директора и завучи), используя нововведения в законе, проводят “разъяснения” для родителей, где отговаривают не подавать заявления на изучение родного языка, так как основным государственным языком является русский, а изучение родного языка может отрицательно сказаться на успеваемости по другим предметам и ЕГЭ. Администрация школ склоняют родителей на внеурочную деятельность либо школьный кружок, где, вместо грамматики и академической литературы, дети будут изучать мифы и легенды своего народа, национальный костюм, рецепты блюд, петь песенки и учить стишки, выучат несколько фраз, употребляемые в обиходе.

Такие манипуляции и психологическое давление приводят к тому, что родители сами же отказываются от родного языка. Закрываются школы и классы с родным языком обучения, потому что нет заявлений от родителей. Должности учителей родного языка и методистов сокращаются, потому что некого учить и не для кого разрабатывать методики обучения. Вузы сокращают бюджетные места для будущих специалистов по родному языку и литературы, потому что нет потребности в таких специалистах и нет школ. Не печатается и не издаётся научная и художественная литература, не проводятся этнолингвистические исследования и работы, потому что нет специалистов. Язык не развивается, а литература стагнирует, потому что нет ребёнка, ради которого ведётся столь масштабный труд. А дети – это будущее.

Альберт Разин держал в руках плакат с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: “И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть”…

Ленура Енгулатова

Источник