Политическая деятельность Усеина Боданинского

Когда в 1917 г. брат Усеина Боданинского — Али приехал в Петроград и рассказал ему о ситуации в Крыму, сложившейся после февральской революции, художник, нисколько не задумываясь, немедленно вместе с супругой Ольгой Александровной отправился на родину.

Нужно сказать, что Ольга Александровна происходила из высокоинтеллигентной семьи Фоминых, в которой высшей честью считалось служение родине. Этим и объясняется, что она без всяких сомнений последовала за мужем на его пылающую в огне преобразований родину Крым и всю жизнь была его верным другом и соратником.
Усеин Боданинский по приезду в Крым был введен в Мусисполком. И сразу же включился в общественные дела, главные из которых для него были связаны с Хан-Сараем и художественной школой.
26 сентября 1917 г. на заседании Мусисполкома рассматривался вопрос о восстановлении культурно-исторических памятников на территории полуострова. Усеин Боданинский в своем выступлении подчеркнул, что судьбу памятников национальной культуры Мусисполком должен взять в свои руки и проводить работу по их восстановлению на самом высоком уровне.

1 октября 1917-го года в Симферополе состоялся Второй Всекрымский съезд представителей мусульман. Делегатами Учредительного собрания съезд избрал Джафера Сейдамета, Асана-Сабри Айвазова, Сеит-Джелиль Хаттата, Амета Озенбашлы, Усеина Боданинского.

Усеин Боданинский был избран и делегатом Курултая и все последующие трудные месяцы был в гуще событий.
Накануне Курултая таврическое чиновничество объявило о создании СНП (так называемого Совета народных представителей), в котором крымским татарам было отведено только 3 места. Когда СНП активизировалось с целью захвата власти на полуострове, Номан Челебиджихан огласил проект создания краевого органа власти, в котором должно было быть по 10 представителей от СНП, от крымских татар и от большевиков. Усеин Боданинский активно участвовал в переговорах, но в результате предательских действий власть уже была в руках черносотенного полковника Макухина.
Большевистское присутствие было недолгим, но трагическим. Курултай был разогнан, наши революционеры затаились.
Но 10 мая 1918 г. Курултай вновь собрался после того, как 1 мая в Крым вошли германские оккупационные войска.

Было очевидным, что в ситуации политического и гражданского хаоса, в котором оказался Крым, единственной организационной силой, способной вывести полуостров тупика и не допустить контрреволюционного возврата к имперским порядкам, является крымскотатарский парламент.

Но немецкие оккупанты по договоренности с губернским чиновничеством 5 июня нарушили соглашение с Временным крымским государственным парламентом и организацию общекраевой власти Германия взяла на себя.
А крымским татарам Германия предложила «культурно-национальную автономию»! Лидеры крымских татар отвергли такое унизительное предложение. Ведь крымским татарам, коренному народу Крыма, немцы хотели предоставить национально-культурную автономию! Как молдаванским цыганам в Баварии!

Когда 1 сентября 1918 г. после летних каникул открылось очередное заседание Курултая, германское командование запретило его делегатам рассматривать вопросы текущей политики.

Ясно было, что это собрание уже перестало быть национальным парламентом. Группа возмущенных революционеров, в том числе Усеин Боданинский, покинула Курултай. Однако крымскотатарские революционеры не позволили себе в тяжелейших условиях уйти из общественно-политической деятельности. Перед своим закрытием Курултай образовал собственный исполнительный орган – Милли Идаре (Национальную Директорию).
Во время диктатуры в Крыму русских генералов Деникина и Врангеля главным объектом притеснений стало крымскотатарское национальное движение, идеологически противостоящее генеральскому замыслу воссоздать «единую и неделимую Россию». Пыталось активно противостоять этому созданное Милли Идаре, активным деятелем которого был Усеин Боданинский, к этому времени уже директор национального музея в Хан-Сарае.
Интересно, что уже в сентябре 1919 г. некий «зав. кадром Д.С. Иваненко» в докладной записке начальнику крымского отдела пропаганды пишет по поводу национального музея, что «курултайцы дали дворцу нежелательное назначение политического центра». Не приходится удивляться тому, что власти уже тогда высказали намерение сместить с директорской должности Усеина Боданинского и назначить вместо него некоего статского советника.

23 августа 1919 г. здание Директории – Милли Идаре оцепили войска, начались обыски, а затем и аресты. Тучи сгустились и над Милли Фирка, которая вынуждена была перейти на нелегальное положение.

Контрразведкой были арестованы Усеин Боданинский, Сеит-Джелиль Хаттат, Абляким Ильми, Халиль Чапчакчи, Мустафа Бадраклы, Сейдамет Кезлевли и другие. На то обстоятельство, что эти акции были не только политическими, но и направлены были против возрождения культуры крымских татар, указывает и закрытие татарской гимназии в Симферополе.
Когда в ноябре 1920 г. войска Врангеля покинули Крым и установилась Советская власть, в Крымревком обращаются активные деятели Милли Фирка, и в их числе пользующийся всероссийской известностью художник Усеин Боданинский. В обращении говорится, что Милли Фирка вела в Крыму общественную борьбу и сыграла революционную роль, поэтому партия добивается легализации.
Большевистская власть вынуждена была признать, что деятельность Милли Фирка носила общественно-полезный характер, была созидательной… Но легализации партия не получила.
Тогда лидеры нации решили искать другие пути для объединения сил! По инициативе Бекира Чобан-заде, ставшего на тот момент председателем Милли Фирка, было создано сельскохозяйственное товарищество «Ширкет», которое уже через неделю имело во всех районах Крыма свои отделения (!).
«Ширкет» существовал до 1924-го года и был «легальной организационной формой» Милли Фирка!
Активное участие в создании «Ширкета» принимал Усеин Боданинский.
Когда была образована Крымская АССР, в её правительство в октябре 1921 г. вошли 3 крымских татарина. Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами. Среди них – лидеры Милли Фирка Бекир Чобан-заде, Амет Озенбашлы, Халил Чапчакчи, а также Усеин Боданинский – директор Бахчисарайского дворца-музея.

Айдын Шемьи-Заде

От редакции: Усеин Боданинский широко известен, как художник, этнограф, основатель и первый директор Бахчисарайского дворца музея. Но его политическая деятельность была не менее яркой. Один из основателей Курултая и народной партии Милли Фирка и погиб, обвинённый по политической статье. Его, уже снятого в 1934 г. с должности директора музея в Хан-Сарае и вынужденного уехать из Крыма, арестовали в Тбилиси в 1937 г. по обвинению в «национализме». Усеин Боданинский был расстрелян в Симферополе вместе с другими представителями крымскотатарской интеллигенции в чёрный день крымскотатарской истории XX века — 17 апреля 1938 г.